19.07.2024
Уважаемые родители! Летние каникулы-это самый долгожданный период, чтобы полноценно отдохнуть, пополнить свои энергетические запасы, набраться сил и провести много времени со своей семьей. Чтобы лето не пролетело даром, а ребенок не потерял приобретённые в учебном году навыки, предлагаем Вам некоторые игры и задания, которые можно использовать на каникулах, в отпуске, на море, на даче и даже на прогулке!
Развиваем дыхание. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
* Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
* Пускать мыльные пузыри;
* Надувать воздушные шарики;
* Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
* Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
* Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
* Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
* Собирать, перебирать ягоды;
* Помогать взрослому полоть грядки;
* Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
* Играть с глиной, мокрым песком;
* Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
* Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
* Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
* Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
* Плести из бисера;
* Лепить из пластилина и теста.
Если Вы отправляетесь в отпуск, не упускайте возможность использовать новые впечатления для развития выразительности речи. При описании, например, моря поощряйте ребёнка на использовании прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.
Перебрасывая друг другу мяч, называйте слова на заданный звук, слог или на определённую тематику: фрукты, овощи, мебель, посуда, транспорт.
На прогулке можно развивать пространственное восприятие. Спросите, что находится слева, справа от него, с какой стороны фонтан, памятник, что находится за машиной, под скамейкой, у магазина… Умение ориентироваться в пространстве поможет избежать трудностей на письме.
Любое ожидание или дорогу скрасят речевые игры, не требующие специальных атрибутов: «Я знаю 5 слов» (названий одежды, насекомых, животных и т.д.), «Цепочка слов»: один произносит название предмета, а следующий придумывает слово на последнюю фонему. (ТравА – АнанаС – СамолёТ…)
Берегите свои знания и умения, а также результаты Вашей совместной работы с логопедом в течение года. Для этого помните, что, даже находясь в отпуске, необходимо:
* Следить за поставленными в течение года звуками. Поправляйте речь ребёнка спокойно и доброжелательно;
* Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие: прислушиваться к звукам природы - шелест листьев, шум прибоя, крик птиц и т.д, а также придумывать слова на заданный звук и находить вокруг предметы, в названии которых имеется заданный звук. Например, находясь в парке, найти слова, в которых есть звук С: скамейка, самокат, лист и т.д.;
* Расширять словарный запас ребенка: при чтении книг, просмотре мультфильмов обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Попросите ребенка объяснить новое слово, если он затрудняется ответить, расскажите ему на доступном языке, обсудите значение данного слова, а также можно придумать к данному слову синоним;
* Выполнять упражнения на обучение изменять слова по числам (один-много): один мяч - много мячей; упражнения на образование уменьшительно-ласкательных слов: цветок- цветочек; подбирать обобщающие слова, например, на прогулке: самолет, автомобиль, автобус – это…, тополь, береза, дуб – это… и т.д.;
* Учить ребёнка давать полный ответ на вопрос и грамотно выражать свои мысли, расспрашивать о важных для него событиях. Если ребенок затрудняется в оформлении связного рассказа, помогите ему наводящими вопросами, требующими полный и развернутый ответ. Задавайте вопрос так, чтобы ребенок не мог ответить просто «Да» или «Нет», например, спрашиваем НЕ «Тебе понравилось сегодня на прогулке?», а «Что тебе запомнилось из сегодняшней прогулке?».
Постарайтесь уделять своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте парки, лес, пляжи. Набирайтесь энергии и сил на будущий учебный год!