Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения

Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации программы
1.3. Принципы и подходы формирования программы
1.4. Возрастные характеристики особенностей развития детей
1.5. Характеристики особенностей развития детей с ОВЗ, посещающих образовательную организацию
1.6. Ожидаемые результаты освоения программы
1.7. Мониторинг качества образовательной деятельности по Программе

3
5
5
5
9
10
11

II. Содержательный раздел
2.1. Основные направления психолого-педагогической деятельности
2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»
2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»
2.1.3. Направление «Психологическое консультирование»
2.1.4.Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
2.1.5. Направление «Организация службы медиации в ДОУ»
2.2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
2.3. Психологическое сопровождение реализации модулей образовательной программы

12
12
14
16
17
18
21
23

III. Организационный раздел
3.1. Форма работы, психолого-педагогические условия, организация и учет деятельности педагога-психолога
3.2. Материально-технические условия

29
33

Литература

36

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для организации деятельности педагога-психолога, осуществляющего психолого-педагогическое
сопровождение детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Программа разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), Федеральной образовательной Программы и Федеральной адаптированной Программы.
Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса с детьми 2-7 лет. Рабочая программа
является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Реализуется в режиме полного дня с 10,5 часовым пребыванием детей с 7.30 до 18.00 часов при 5-ти дневной рабочей неделе, исключая выходные
и праздничные дни.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной и Адаптированной образовательной программой дошкольного образования
МАДОУ, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Международно-правовые акты:
- Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. и доп.);
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу 15.09.1990);
Федеральные законы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
3

-

-

-

Российской Федерации на период до 2025 года»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от
17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный №
72264);
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября
2022г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
Федеральная образовательная Программа (далее ФОП)
Федеральная адаптированная образовательная Программа (далее ФАОП)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №
373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
Законом РФ «Об основных гарантиях ребенка в РФ».

Нормативно-правовые документы Министерства образования РФ:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от
17.10.2013 года);
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
- Устав МАДОУ № 223;
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психодиагностика,
психологическое просвещение, коррекционно- развивающая работа, психологическое консультирование с родителями воспитанников, педагогами,
узкими специалистами, администрацией МАДОУ.
Программа направлена на создание условий социально благополучной ситуации развития дошкольников их личностного роста и творческих
способностей на основе сотрудничества со всеми субъектами образовательных отношений.

4

1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: создание оптимальных психолого-педагогических условий для всестороннего развития ребенка его позитивной
социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи программы:
- психологический анализ социальной ситуации развития ребенка в ОО, выявление основных проблем и определение причин их
возникновения, путей и средств их решения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе;
- коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание
помощи детям этой категории в освоении адаптированной образовательной программы;
- создание оптимальных условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепление
здоровья и эмоционального благополучия;
- профилактика и преодоление трудностей в развитии высших психических функций;
- участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
1.3. Принципы реализации программы
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

комплексности: при составлении плана работы по работе с обучающимися учитываются их медицинские показатели; результаты
психологической и педагогической диагностик;

достоверности: оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса обучающегося, семьи,
условий обучения и воспитания;

гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности обучающегося, учёт его интересов и потребностей;
создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;

педагогической целесообразности: интеграция усилий педагогического коллектива (педагог, психолог, логопед, медицинский
работник и родитель).

1.4. Возрастные характеристики особенностей развития детей
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем
детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами
и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, разным формам
познания и включения в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
5

Возраст от 2 до 3 лет.
Продолжает развиваться предметно-манипулятивная деятельность (соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение
ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, предметно-действенное мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. К концу третьего года жизни активная
речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование,
конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Осваивается
окружающий мир. Появляется интерес к физическим свойствам предмета. Становятся важными скорость движения и своё место по отношению к
предмету, социальные способы его использования и предназначение.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями, формой мышления становится
наглядно-действенное.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей
появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний
возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя отдельным человеком, отличным от взрослого. У него формируется образ «Я».
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, деспотизмом,
обесцениванием и может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет.
Общение становится внеситуативным.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметамизаместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут
воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в
пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего
дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе
целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между
предметами.
6

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно
вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между
детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное: хорошо бегает, может менять скорость, направление и характер движения. Может бросать мяч, не
теряя равновесия, прыгнуть с места на место. Чередует ноги, когда поднимается по лестнице. Без труда катается на велосипеде. Может
одновременно действовать руками и ногами. Обувается и одевается самостоятельно. Растёгивает кнопки без посторонней помощи, застёгивает с
трудом. Умеет забивать гвозди молотком, пользуется ножницами, старается резать ровно. Может скопировать круги, строит башню. С закрытыми
глазами может коснуться пальцем кончика носа.
Возраст от 4 до 5 лет.
Продолжают меняться пропорции тела. Центр тяжести сдвигается вниз. Увеличивается мозг, нервная система изменяется. Увеличивается
скорость движения, улучшается координация.
В четыре года ребёнок может чередовать бег с прыжками. Ловко ловит брошенный мяч, хорошо подпрыгивает, марширует в такт музыки
или под счёт, прыгает через препятствия, не умеет зашнуровывать обувь.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и
ширина.
Начинает складываться произвольное внимание и образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен
удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий простое условие.
Речь становится предметом активности детей. При взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают
выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет.
Дети быстрее реагируют на скорость и музыку, хорошо ориентируются в пространстве: ходят задом на перёд. Прыгают на правой и левой
ноге, могут делать поворот в сторону на четверть оборота, стоять на одной ноге 15 секунд, кататься на роликах и двухколёсном велосипеде,
прыгать через скакалку, завязывть шнурки бантиком, хорошо растёгивать и застёгивать пуговицы.
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения
детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах
деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты.
7

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно определить половую
принадлежность и эмоциональное состояние изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе
совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Происходит развитие системы восприятия, что представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны
одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. Могут различать предметы на дальних расстояниях, но
трудно сосредоточиться на близких предметах. Вырезают мелкие узоры с трудом, так как устают глаза. Улучшается зрительная координация.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является
основой словесно-логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства;
дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого
способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением
мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются
умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет.
Ребёнок 6-7лет больше доверяет разуму. Постепенно развивается избирательное внимание: обращает его на информативные особенности
предмета.
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется.
Появляется умение комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным
и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные
конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

8

Развивается образное мышление, но воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, которые в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Внимание дошкольников становится
произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды
монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как
предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции
школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает достаточным уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в
дальнейшем успешно учиться в школе.
1.5. Характеристики особенностей развития детей с ОВЗ, посещающих образовательную организацию
Внимание
Восприятие
Память
Мышление
Речь
Дети с ЗПР

Малый объем, трудности
распределения,
переключения, затруднено
распределение,
переключение

Проблемы с гнозисом,
затруднен стереогнозис,
сужен объем

Затруднено логическое
запоминание

Недостаточная
сформированность
мыслительных операций
анализа, синтеза,
сравнения, обобщения и
т.д.;

Дети с ОНР

Недостаточные
устойчивость, объем
внимания, ограниченные
возможности его
распределения

Нарушение целостности
восприятия.

Заметно снижена слуховая
память и продуктивность
запоминания

Несформированность
наглядно-образного
мышления связана с
тяжестью речевого
дефекта. Характерна
ригидность мышления.

9

Страдает
звукопроизношение,
фонематический слух,
нарушен грамматический
строй. Особенно страдает
связная речь, построение
связного высказывания,
нарушена смысловая
сторона речи.
Бедность и
недифференцированность
словарного запаса, явная
недостаточность
глагольного словаря,
своеобразие связного
высказывания

Дети с РАС

Нарушена
концентрация
внимания

Нарушено целостное
восприятие

Отмечается хорошее
развитие механической
памяти, но плохое
понимание содержания
сказок, стихов.

Могут иметь очень
высокий для своего
возраста интеллект, или
наоборот может быть
снижена интеллектуальная
деятельность.

Характерно наличие
эхолалий
(непроизвольных
повторений за людьми).
отказ от общения.
Характерной речевой
особенностью является то,
что малыши не
используют местоимение
«Я»: о себе они говорят во
втором и третьем лице.

1.6. Ожидаемые результаты освоения программы
Диагностическое направление:
- осуществление диагностических процедур;
- составление заключений и разработка рекомендаций для успешной социализации и развития ребенка в условиях ОО;
- выявление детей, нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении.
Коррекционно-развивающее направление:
- снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности,
агрессивности и др. эмоционально-личностных проблем;
- коррекция нарушений эмоционально - волевой, коммуникативной сферы;
- развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей;
- стабилизация психоэмоционального состояния;
- повышение уровня познавательных процессов, познавательной активности,
положительной мотивации;
- обеспечение психологической готовности детей к обучению на другом уровне образования.
Консультативное направление:
- привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов, специалистов ОО и родителей;
- гармонизация детско-родительских отношений в семьях обучающихся, повышение уровня родительской компетентности;
- оказание помощи в решении проблем, возникающих у педагогов в работе с детьми ОВЗ;
- информирование специалистов и родителей о возрастных особенностях детей.
Профилактическое и просветительское направление:
- повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса;
10

- профилактика поведенческих и личностных нарушений обучающихся;
- профилактика дезадаптации воспитанников;
- профилактика профессионального выгорания педагогов;
- профилактика детско–родительских отношений;
- нормализация психологического климата ОО.
1.7. Мониторинг качества образовательной деятельности по Программе
ОП ДОО предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
- диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных
педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
- внутренняя оценка, самооценка;
- внешняя оценка, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
В сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - интеллектуальные и личностные качества
ребенка. Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений в режимные моменты и в специально организованной диагностической
деятельности.
В качестве методов используются следующие методы: формализованные и малоформализованные методы.
Формализованные методы: тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы.
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

11

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления психолого-педагогической деятельности
2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных
представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей развития);
- оптимизации работы с группой детей;
- коррекции поведения в социуме.
Цель диагностической деятельности педагога-психолога МАДОУ: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях
психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, а также
создание групп детей, для коррекционно-развивающих занятий и выявление проблем в педагогическом коллективе.
Формы работы:
-наблюдение,
-опрос,
-беседа,
-тестирование.
Основные диагностические методики, используемые в работе педагога-психолога МАДОУ в работе с детьми раннего и дошкольного
возраста.
№
п/п
1.

2.
3.

Предмет исследования
Адаптационный период
детей вновь прибывших
в ДОУ
Психическое развитие
детей раннего возраста
Уровень актуального

Название методики, автор
- анкета для родителей;
- карта наблюдений за ребенком (для педагогов) (автор Макшанцева Л.В.)
Диагностический комплект Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко
Диагностический комплекты: С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева, Н.Я. Семаго
12

развития детей
младшего дошкольного
возраста (3-4 года) (по
запросу)
Уровень актуального
развития детей среднего
дошкольного возраста
(4-5 лет) (по запросу)
Уровень актуального
развития детей среднего
дошкольного возраста
(6-7 лет) (по запросу
Психологическая
готовность к школьному
обучению (6-7 лет)

4.

5.

6.

7.
Дети с ЗПР
8.

Дети с ОНР

9.

Дети с РАС

Направления развития
Психодиагностика

Диагностический комплекты: С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева, Н.Я. Семаго, тест Д. Векслера

Диагностический комплекты: С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева, Н.Я. Семаго, тест Д. Векслера

Диагностический комплекты: С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева, Н.Я. Семаго, тест Д. Векслера, экспрессдиагностика готовности к школе Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова, Моторика руки и координация
зрения и движений руки -тест Керна-Йирасека
Диагностический комплекты: С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго, Н.Н. Павлова и Л.Г.
Руденко, Н.С. Немова
Диагностический комплекты: С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго, Н.Н. Павлова и Л.Г.
Руденко, Н.С. Немова
Диагностический комплекты: С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго, Н.Н. Павлова и Л.Г.
Руденко, Н.С. Немова
Используемые педагогические технологии

Образовательная технология
Технологии деятельностного подхода(А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин)
- принцип ведущего вида деятельности («познаю через игру») ОД и все виды деятельности осуществляется в
игровой форме,
- принцип активного «деятеля» (« познаю, когда ощущаю и делаю»). «То, что я услышал, я забыл; то, что я
увидел, я помню; то, что я сделал, я знаю.
ТРИЗ (Г.С. Альтшуллера)
- направленность на формирование развитого воображения;
- нестереотипное, нестандартное мышление;
- побуждает мыслить диалектически, системно, функционально;
13

- субъект индивидуального развития;
- активно присваивающего культурное наследие.
Технология Савенкого А.И. «Детское исследование»
- развитие познавательно – исследовательских способностей детей в процессе детских опытов и экспериментов.
Технология блоки Дьенеша
- развитие интелектуальных способностей детей дошкольного возраста
Технология палочки Кьюзенера
- развитие интелектуальных способностей детей дошкольного возраста

Психокоррекция

Здоровьесберегающие технологии
Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, песочная терапия, мандало-терапия
Технология гендерного воспитания:
- формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им
положительных качествах и чертах характера.
- раскрытие психических, физиологических и этических особенностей мальчиков и девочек.
- формирование представлений о мужском и женском достоинстве.
Реализуется через: сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, специально-организованные ситуации,
моделирование жизненно значимой ситуации.
Технологии игрового обучения (Б.П.Никитин)
- реализуется через игры, беседы, совместную деятельность.

2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической
психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых
ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой,
поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в
целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. В случае трудностей в коррекции в рамках ОО ребенок
направляется на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения психолого-педагогического
консилиума МАДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и
рекомендаций психолого-педагогической службы.
Развивающая и психокоррекционная работа проводится в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами
детей, в русле воспитательных мероприятий с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Правила психокоррекционной работы:
14

1. Психолог выполняет требования профессиональной этики к полученной информации: закрытость информации, процедурная
конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.
2. Психокоррекционные воздействия направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие,
поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности
к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных
функций.
3. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе
которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный)
соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).
4. Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической
направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым
(определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания).
5. Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней психологической сфере воспитанников,
рассматривается как развивающая.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагогапсихолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в
разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной
программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога это широкое использование разнообразных видов игр, в том
числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих
заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной
деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтаннореактивной деятельности детей.
В процессе коррекционно-развивающей работы:
1.Обеспечивается психологическое сопровождение детей 6-7 лет по развитию мотивационной готовности к обучению в школе, координируется
работа воспитателей, родителей.
2.Осуществляется подгрупповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми среднего и старшего возраста по следующим
направлениям:
- развитие эмоциональной сферы у дошкольников;
- развитие когнитивной сферы у детей дошкольного возраста;
- подготовка воспитанников к обучению в общеобразовательной организации.
Формы работы:
-подгрупповая;
15

-индивидуальная.
Коррекционная работа с детьми с РАС подразумевает совместную работу логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и учителей, а
также активное взаимодействие с родителями. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее
выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у детей с РАС стресс.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР.
Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного
подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального
детского сада.
Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно –
развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра
обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как
основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к
школьному обучению детей данной категории.
Стоит отметить, что не маловажной является задача по развитию моторики. Упражнения для развития общей моторики направлены на
повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, на развитие таких двигательных качеств и
способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота).
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные
движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его
писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) являются:
Образовательная область «Познавательное развитие» - Сенсорное развитие. - Развитие психических функций. - Формирование целостной
картины мира. - Познавательно-исследовательская деятельность. - Развитие математических представлений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - Формирование общепринятых норм поведения. - Формирование гендерных и
гражданских чувств. - Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры,
театрализованные игры). - Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
2.1.3. Направление «Психологическое консультирование»
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи, при
выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители,
воспитатели и администрация ОО. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагогапсихолога ОО. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в других службах.
•
Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией образовательного процесса в ОО и семье в интересах ребенка.
16

•
Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Формы работы подбираются после обработки запроса, такими формами могут быть: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.
Консультирование может быть индивидуальным и фронтальным, очным и заочным.
№
1.

2.
3
4.
5.
6.

План работы по направлению «Психологическое консультирование»
Тема
Форма работы
Срок выполнения
Результат психологической диагностики детей;
Индивидуальные консультации
Сентябрь
ознакомление с индивидуальным маршрутом;
предоставление информации о причинах включения ребенка
в группу развития.
Индивидуальное консультирование родителей по запросам
Индивидуальная консультация
В течение года
Индивидуальные и групповые консультации по запросам
Индивидуальные, групповые
В течение года
педагогов
консультации
Консультирование родителей детей, вновь прибывших в
Родительское собрание,
Август/сентябрь
ДОУ
индивидуальные консультации
Консультирование семей воспитывающих детей с ОВЗ
Индивидуальные консультации
В течение года
Результаты по диагностике готовности к школьному
обучению

Родительские собрания,
индивидуальные консультации.

май

2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечение раскрытия возможностей возраста, снижение влияния рисков на развитие
ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупреждение нарушений в становлении личностной и
интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает
предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Формы организации просветительской работы:
- беседа;
- родительское собрание;
- круглый стол;
- практические занятия.
План работы по направлению ««Психопрофилактика и психологическое просвещение»
№
Тема
Форма работы
Срок выполнения
Адаптация ребёнка в детском саду
Родительское собрание,
Август, сентябрь
1.
размещение информации на
17

2.
3.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Индивидуальный подход к детям с особыми
образовательными потребностями
Агрессия у детей дошкольного возраста

сайте МАДОУ
Стенды, сайт МАДОУ
Индивидуальные консультации

В течение года
В течение года

Индивидуальные консультации,
стенды, сайт МАДОУ
Стенд, сайт МАДОУ

В течение года

Стенд, сайт МАДОУ

Декабрь

Индивидуальные консультации,
сайт МАДОУ

В течение года

Стенд, сайт МАДОУ

Январь

9.

Рекомендации для родителей:
«Активные дети»
Рекомендации для родителей: «Если у ребенка нет друзей»

Стенд, сайт МАДОУ

Февраль

10.

Роль родителей в успехах ребенка

Февраль

11.

Рекомендации для родителей: «Если ребенок упрямится»

Родительские собрания, сайт
МАДОУ
Стенд, сайт МАДОУ

12.

Рекомендации для родителей: «Если ребенок сосет палец»

Стенд, сайт МАДОУ

Апрель

13.

Готовность ребенка к школе

Родительские собрания,
индивидуальные беседы

Май

4.
5.
6.
7.
8.

Рекомендации для родителей: «Стеснительный и
застенчивый ребенок»
Рекомендации для родителей:
« Рассеянные дети»
Детские страхи

Ноябрь

Март

2.1.5. Направление «Организация службы медиации в ДОУ»
Цели и задачи службы медиации (примирения)
Целями службы медиации (примирения) являются:
- Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная
медиация, круги сообществ, переговоры и другие способы);
Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии
восстановительного подхода.
Задачами службы медиации (примирения) являются:
18

- Проведение программ восстановительного разрешения конфликтов (восстановительных медиаций, «Кругов сообщества», «Челночная медиация»)
для участников споров, конфликтов;
- Обучение воспитанников и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания
ответственности;
- Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии
восстановительного подхода.
Принципы деятельности службы медиации (примирения)
Деятельность службы медиации (примирения) основана на следующих принципах:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие участников образовательного процесса в организации работы службы, так
и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и
их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе
восстановительного разрешения конфликта.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы медиации не разглашать полученные в процессе медиации сведения за
исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая
известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
Принцип ответственности сторон за участие в восстановительной программе и самостоятельности в поиске и принятии решения, соблюдении
договоренностей. Ответственность медиатора – в организации процедуры и контроля за выполнением правил и принципов.
Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации).
Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является
независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять
нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому
медиатору.
Порядок формирования службы медиации (примирения)
- В состав службы медиации (примирения) могут входить заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, воспитатели и
педагоги МАДОУ. Медиаторами могут быть члены службы медиации, обученные восстановительным технологиям.
- Руководителем (куратором) службы может быть педагог – психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение
проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации (примирения) приказом
руководителя образовательного учреждения.
Порядок работы службы медиации (примирения)
- Служба медиации (примирения) может получать информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, родителей, воспитанников,
администрации образовательного учреждения, членов службы медиации.
- Служба медиации (примирения) принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном
случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении
информируются должностные лица образовательного учреждения. Программы примирения добровольны и бесплатны.
19

- Программы восстановительного разрешения конфликтов (восстановительная медиация, «круг сообщества», «челночная медиация») проводится
только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон им могут быть предложены психологическая помощь или
другие существующие в образовательном учреждении формы работы.
- Медиатор вправе отказаться от проведения медиации (примирения) или любой другой восстановительной программы на основании своих
профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае
образовательное учреждение может воспользоваться иными педагогическими технологиями.
- Служба медиации (примирения) самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты должны
фиксироваться в письменном примирительном договоре.
- При необходимости служба медиации (примирения) передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.
- Служба медиации (примирения) помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре,
но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить
дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
- При необходимости служба медиации (примирения) информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов
(социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров). Деятельность службы
примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.
- Руководитель (куратор) службы медиации (примирения) обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с
медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
- Служба медиации (примирения) рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в
вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.
При необходимости, служба медиации (примирения) получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с
законом «О персональных данных» № 152-ФЗ.
Организация деятельности службы медиации (примирения)
- Службе медиации (примирения) администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов медиаторов и проведения
примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику,
канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
Поддержка и сопровождение службы медиации (примирения) может осуществляться социально-психологическими центрами или
общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
- Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе медиации (примирения) содействие в распространении информации о
деятельности службы среди педагогов и родителей воспитанников.
- Служба медиации (примирения) в рамках своей компетенции взаимодействует и с другими специалистами образовательного учреждения.
Администрация образовательного учреждения содействует службе медиации (примирения) в организации взаимодействия с педагогами
образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями.
20

В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «круге сообщества» или «челночная
медиация»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о
необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и
достигнутых договоренностях сторон.
- Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы медиации (примирения) в
собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
- Не реже, чем один раз в квартал проводятся совещания между администрацией и службой медиации (примирения) по улучшению работы
службы и ее взаимодействия с педагогами.
- Служба медиации (примирения) может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном
учреждении.
2.2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Основными целями и задачами организации сопровождения детей с ОВЗ, посещающих МАДОУ, являются:
- оказание своевременной систематической психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативно-методической помощи родителям в организации воспитания и обучения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
- социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Этапы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
1.Диагностический этап (в рамках первичного и вторичного обращения семьи в ДОУ):
- сбор основных данных о ребёнке, его семье, обстановке, в которой ребёнок растёт и воспитывается;
качественная диагностика состояния ребенка: выяснение специфики развития, сильных и слабых его сторон, особенностей социального
поведения, оценка игровой компетентности и эмоционального фона.
2. Коррекционно-развивающий этап.
К организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ педагоги подходят комплексно, сочетая разные виды воздействия.
Специалист
Педагогпсихолог

Формы организации
Индивидуальная,
подгрупповая работа

Учительлогопед

Индивидуальная,
подгрупповая работа

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Задачи субъектов коррекционно-развивающей работы
Коррекция эмоционально-волевой сферы
Коррекция познавательной сферы.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков.
Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
21

9. Обучение умению связно выражать свои мысли. Обучение грамоте, профилактика дисграфии,
дислексии.
10. Развитие психологической базы речи.
11. Совершенствование моторики пальцев рук.
12. Логопедизация занятий и режимных моментов.
Воспитатель
Фронтальная и
 Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора.
индивидуальная работа  Развитие связной речи на занятиях и в нерегламентированной деятельности.
 Развитие грамматических категорий.
 Развитие графических навыков.
 Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
 Развитие познавательных способностей.
Медсестра
Индивидуальная
 Мониторинг состояния здоровья (неврологический, соматический статус).
работа.
 Лечебно-профилактические мероприятия, контроль за лечебно-профилактической работой.
 Рекомендации воспитателям и специалистам.
Музыкальный Фронтальная и
 Развитие и формирование:
руководитель индивидуальная работа – слухового внимания;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
2. Воспитание:
- темпа и ритма дыхания речи;
- орального праксиса;
- просодии.
3. Активизации словарного запаса.
Инструктор Фронтальная и
 Развитие:
по
индивидуальная работа - зрительной ориентировки на говорящего;
физической
-координации движений.
культуре

22

2.3. Психологическое сопровождение реализации модулей образовательной программы
«Социально-коммуникативное развитие»
Группа
Развивающие задачи
Младшая группа
Стимулировать положительное самоощущение.
Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать осознание своих потребностей и способов их удовлетворения,
уверенность в своих силах.
Повышать чувство защищенности.
Стимулировать стремления пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться.
Развивать представления ребенка о себе, своей жизнедеятельности; способность осознавать и выражать свои потребности
и предпочтения; умения понимать положительные и отрицательные последствия поступков, ставить и достигать
предметно-практические и игровые цели, определять некоторые средства и создавать отдельные условия для их
достижения, достигать результата, проявляя целенаправленность, действенную самостоятельность.
Поощрять стремление к совместным со сверстниками играм.
Стимулировать привязанность ко взрослому, стремление участвовать в совместной со взрослым практической и игровой
деятельности, адекватно реагировать на указания и оценку взрослого, интерес к действиям ровесника, желание принимать
в них участие, проявление положительных эмоций в общении с другими детьми.
Средняя группа
Стимулировать положительное самоощущение.
Стабилизировать эмоциональный фон.
Развивать у ребенка осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах.
Повышать чувство защищенности.
Вызывать стремление содействовать взрослому и сверстнику в преодолении трудностей, проявлять сострадание, желание
содействовать, успокоить, порадовать, помочь, проявлять положительное отношение к требованиям взрослого, готовность
выполнять их.
Развивать способность замечать разнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансы переживаний;
чувствительность к педагогической оценке; стремление улучшать свои достижения, гордиться ими, демонстрировать свои
успехи взрослому, давать себе оценку «хороший», пытаясь ее мотивировать; развивать положительную
самооценку.
Побуждать к самостоятельному выполнению основных правил поведения и элементарных моральных норм в бытовых
ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности.
Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качество своей деятельности; проявление в играх
положительных эмоций, доброжелательного отношения к сверстникам, добрых чувств к игрушкам, бережного отношения
к игровому материалу; стимулировать стремление исправлять ошибки, проявлять социально одобряемое поведение в
конкретной ситуации и избегать социально неодобряемых действий.
23

Формировать поведение в соответствии с гендерными различиями; умения самостоятельно или с незначительной
помощью взрослых преодолевать затруднения в деятельности, ставить предметно-практические, игровые,
элементарные коммуникативные и познавательные цели и достигать их, определять средства и создавать условия для их
достижения; достигать результата, проявляя действенную самостоятельность.
Старшая группа
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные
речевые средства.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
Формировать активную жизненную позицию через участие в совместной деятельности.
Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.
Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как
делать); формировать волевые усилия
в достижении конечного результата (усидчивость, настойчивость, целеустремленность).
Подготовительная
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.
группа
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих
поступках следовать положительному примеру.
Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.
Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в коллективной
деятельности.
Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.
Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им
плану, а также самостоятельно
планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).
Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей.
«Познавательное развитие»
Группа
Развивающие задачи
Младшая группа
Формировать умения использовать в деятельности собственный опыт, действовать по аналогии в сходных ситуациях,
применять предметы-орудия в игровых и
бытовых ситуациях, пользоваться различными приемами для решения проблемно-практических задач, выделять
сенсорные признаки, использовать разные
перцептивные действия в соответствии с выделяемым признаком или качеством объектов, выделять существенные
24

Средняя группа

Старшая группа

признаки предметов.
Формировать умение отличать «добрых» («хороших») и «злых» («плохих») персонажей; стремление содействовать
добрым, выражать к ним положительное
отношение, переживать победу положительных персонажей, негативно оценивать поступки отрицательных персонажей,
выражая свои эмоции.
Поощрять стремление объяснять мир; исследовательскую активность; желание задавать вопросы познавательного
характера, направленные на установление
причинно-следственных связей в мире физических явлений, участвовать в экспериментировании, самостоятельно
инициировать экспериментирование.
Стимулировать радость познания; познавательный интерес не только к непосредственно воспринимаемым объектам, но и
к тому, что ранее увидел,
услышал, узнал; стремление наблюдать для приобретения новых знаний об окружающем; попытки разрешить
противоречия, используя свой жизненный опыт,
наблюдая и экспериментируя, привлекая взрослого к содействию.
Развивать способность замечать противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, проявлять к ним
интерес.
Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы; умения проявлять эмоциональное отношение
к героям, давать им эмоциональную оценку и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных
событий.
Вызывать сочувствие и сопереживание положительным персонажам; поддерживать стремление содействовать им,
радоваться победе добра над злом.
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие
любознательности и познавательной мотивации.
Формирование познавательных действий, становление сознания.
Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи
между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Развитие умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственно - временных
отношений.
25

Подготовительная
группа

«Речевое развитие»
Группа
Младшая группа
Средняя группа

Старшая группа

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие
любознательности и познавательной мотивации.
Формирование познавательных действий, становление сознания.
Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи
между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Развитие умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственно - временных
отношений.
Развивающие задачи
Развивать навыки диалогического общения.
Развивать навыки диалогического общения.
Учить отражать в речи жизненные ситуации, целостные сюжетные, изображенные на картинках, происходящие в
повседневной жизни, описанные в тексте, причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями,
противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, эмоциональное отношение к героям; давать
эмоциональную оценку героям
литературных произведений и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий, выражать в
речи сочувствие и сопереживание положительным героям.
Развивать речь как средство общения.
Формировать представления детей о многообразии окружающего мира.
Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.
Развивать интерес к художественной литературе.
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
26

Подготовительная
группа

Формирование понятий скрытых мотивов поведения героев произведений.
Совершенствовать речь как средство общения.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать
предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между взрослым и ребенком, между детьми; умение быть доброжелательным и
корректным собеседником, воспитывать культуру речевого общения.
Активизировать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно
развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Активизировать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в
драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать
свое отношение к содержанию литературной фразы).

Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение образовательных областей, необходимо учитывать часть основной
общеобразовательной программы ДОО, формируемой участниками образовательных отношений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, построена с учетом потребностей, мотивов и интересов детей, членов их семей,
обусловленных особенностями индивидуального развития дошкольников, спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями, а также возможности педагогического коллектива.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена модулями образовательной деятельности, основанными на
парциальных программах:
- Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева. Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-семицветик», — СПб. : «Речь» 2005. — 96 с.
- О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина- «Тропинка к своему Я. Дошкольники. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников»,
— Издательство: Генезис 2022г.
- Е.С. Зайцева. Программа психологической коррекции нарушений в развитии обучающихся «Коррекция эмоционального состояния
дошкольников».

27

Программа «Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-семицветик»
Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:








Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словеснологического, творческого и критического мышления.
Формирование позитивной мотивации к обучению.
Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Программа «Тропинка к своему Я. Дошкольники. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников»
Цель программы: Создание условий для сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольников
Задачи:





Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
Обучение рефлексивным умениям;
Формирование потребности в саморазвитии;
Содействие росту, развитию детей.

Программа «Коррекция эмоционального состояния дошкольников».
Цель: Создание условий для преодоления страхов и тревожности у дошкольников 5 – 7 лет при помощи арт-средств, мультисенсорной
среды и игровой терапии.
Задачи:
 способствовать снижению уровня тревожности;
 обучать навыкам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
 развивать доверие к другим людям;
 сформировать позитивное отношение к своему Я;
 повышение групповой сплоченности.
28

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Форма работы, психолого-педагогические условия, организация и учет деятельности педагога-психолога
Формы работы педагога-психолога:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Психолого – педагогические условия сопровождения:
- дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);
- психолого-педагогические условия (коррекционно - развивающая направленность воспитательно - образовательного процесса; учёт
индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятиях);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья).
Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми проводятся педагогом-психологом в соответствии с циклограммой деятельности, в часы,
свободные от мероприятий по основной программе ДОУ.
Образовательная нагрузка в совместной образовательной деятельности педагога-психолога с детьми соответствует нормам СанПиН
Возрастая группа
Продолжительность образовательной деятельности
Первая младшая группа 2-3 года не более 10 мин
Вторая младшая группа3-4 года

не более 15 мин

Средние группы 4-5 лет

не более 20 мин

Старшие группы 5-6 лет

не более 25 мин

Подготовительные группы 6 – 7 не более 30 мин
лет
Игровые занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов детской деятельности, способствующих развитию детей
дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого построено в форме игры.

29

Способы и средства, используемые педагогом-психологом, для развития детей дошкольного возраста
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному
состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства.
Для обеспечения эмоционального благополучия педагог-психолог:
•
общается с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
•
внимательно выслушивает детей, показывает, что понимает их чувства, помогает делиться своими переживаниями и мыслями;
•
помогает детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
•
создает ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое
отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
•
обеспечивает в течение занятия чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве.
Формирование доброжелательных, внимательных отношений
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагог-психолог:
•
устанавливает понятные для детей правила взаимодействия;
•
создает ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
•
поддерживает инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно
предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).
Развитие самостоятельности
Развитие самостоятельности включает две стороны:
-адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) ,
-активную (готовность принимать самостоятельные решения) .
В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов.
Педагог выстраивает образовательную ситуацию с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться с
учетом происходящих в жизни дошкольников событий.
Для формирования детской самостоятельности в группе образовательная среда строится таким образом, чтобы дети могли:

учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;

быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
Создание условий для развития свободной игровой деятельности
Педагог выступает в игре в роли активного участника и внимательного наблюдателя, для развития игровой деятельности педагог:
•
создаёт в течение дня условия для свободной игры детей;
•
определяет игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
•
наблюдает за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
•
отличает детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
30

•
косвенно руководит игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации
детских идей)
Способы и направления поддержки детской инициативы
В ходе реализации Программы педагог-психолог поддерживает инициативу, образовательная ситуация строится с учетом детских интересов.
Образовательная траектория группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий.
Для формирования детской самостоятельности и инициативы педагог-психолог выстраивает образовательную среду таким образом, чтобы дети
могли:
 учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами;
 изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
 быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
С целью поддержания детской инициативы педагог-психолог регулярно создает ситуации, в которых дети учатся:
 при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
 совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);
 предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
 планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;
 оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.
Взаимодействие с социальными партнёрами с целью оптимизации условий реализации рабочей программы
Управление образования администрации
Чкаловского района г.Екатеринбурга (в
соответствии с планом работы на текущий
учебный год)

Консультативно-регулятивная поддержка.

ИМЦ Чкаловского района в соответствии с
планом работы ИМЦ на текущий учебный год

Научно-методическое сопровождение развития содержания образования, повышение
квалификации и педагогической компетентности педагогов-психологов, участие педагоговпсихологов в МО и ассоциациях районного и городского уровней.

ДОУ Чкаловского района в соответствии с
планом работы РУО на текущий учебный год

Изучения опыта работы с целью обогащения содержания образования и повышения качества
образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности
31

Формы: участие в МО, тематические совещания, информационные дни.
ИРРО, МУ «Екатеринбургский Дом учителя»

Консультирование, повышение квалификации педагогов -психологов МАДОУ.

ТПМПК «Центр «Радуга»

Медико-психолого-педагогическое обследование детей по направлениям ПМПк МАДОУ,
консультации.

МБУ ЕЦПППН "Диалог"

Изучения опыта работы с целью обогащения содержания образования и повышения качества
образовательного процесса

Организация образовательной деятельности педагога -психолога.
На непосредственную работу с участниками образовательного процесса отводится 50% (18часов) рабочего времени, остальное время (18
часов), приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных
результатов, подготовку к экспертно-консультативной работе с педагогами и родителями, организационно методическую и аналитическую
деятельность.
Образовательная нагрузка в совместной образовательной деятельности педагога-психолога с детьми соответствует нормам СанПиН
определенного уровня образования.
Формы учета деятельности и отчетность педагога-психолога.
Педагог-психолог ведет учет проводимой работы по следующим формам:
1. Циклограмма деятельности.
2. Годовой план работы.
3. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования.
4. Журнал, в котором отмечены:
- консультации психолога;
- учет коррекционно-развивающих занятий;
- учет диагностических мероприятий.
5. Программы коррекционно-развивающих занятий.
6. Аналитический отчет о работе.

32

3.2.Материально-технические условия
Место
размещения
Кабинет:
зона для
проведения
коррекционно –
развивающих
индивидуальных
занятий.

Основное
Предназначение

Оборудование и игровые материалы
- детский стол – 2 шт.
- детские стулья – 4 шт.
- детский шкаф для игрушек – 1 шт.
- песочница – 1 шт.
-- ковёр -1шт;

Для работы с детьми

Кабинет:
Для работы с родителями
консультационная и педагогами
зона

- рабочий стол педагога – психолога – 1 шт.;
- стул – 2 шт.;
- документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
- набор диагностических методик;
- стимульный материал для проведения диагностики.

Методические материалы и средства обучения и воспитания
Направления работы
1.Психодиагностика

Автор, название, издательство, год издания
1. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – 4-е изд. –
М.: Просвещение, 2009.
2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребёнка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. –
М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Вархотова Е.К., Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова Экспресс-диагностика готовности к школе. Практическое пособие для
педагогов и психологов. Москва «Генезис» 1999 г.
4. Веракса А.Н. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под
редакцией Н.Е. Вераксы.- М.:Мозаика-Синтез,2008.
5. Тетрадь для диагностики готовности ребёнка к школе. Под ред.Н.Е.Вераксы, изд. 2-е, испр..

2.Психокоррекция

1. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: мл., ср. группы. – М.:ООО «Национальный книжный центр»,
33

2011.
2. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: конспекты занятий. – М.: ООО
«Национальный книжный центр», 2011.
3. Свешникова Л.В. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
4. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников.М.:АРКТИ. – 2008.
5. Кротова Т.Б. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1-3 лет с проблемами в
развитии.- М.:АРКТИ, 2010.
6. Жукова Р.А. Психология. Нестандартные занятия. Старшая группа.-Волгоград: ИТД «Корифей».
7. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. – СПб.:Речь;М.: Cфера; 2011.
8. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.- М.:ООО «Национальный книжный
центр», 2011.
9. Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги. - Волгоград: ИТД «Корифей».
10. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.:ООО «Национальный книжный
центр», 2011.
11. Миронова М.М. Психология. Разработки занятий, средний и старший дошкольный возраст. – Волгоград: ИТД
«КОРИФЕЙ», 2006.
3.Психологическое
консультирование

1. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2011.
3. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: Cоветы психолога – М.: АРКТИ, 2004.
4. Бавина Т.В. Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада: Практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2011.

4.Психологическое
просвещение

1. Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ. – Ростов н/Д: - Феникс, 2011.
2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога.- Москва «Просвещение» 1991.
3. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. М.:ТЦ Сфера, 2010.
4. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика
– Синтез, 2011.
5. Справочники педагога-психолога 01-06. – Изд. дом «МЦФЭР», 2012.

5.Психопрофилактика 1. Шишова Т.Л. Как помочь ребёнку избавиться от страхов. Страхи – это серьёзно. – СПб.:Речь, 2007.
2. Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста.- Волгоград: Учитель, 2012.
3. Наревская И.Н. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и
коррекционной работы в ДОУ. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010.
34

При создании предметной развивающей среды учитываются следующие принципы:
Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности
ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей, эстетически привлекательной.
Предметно-пространственная среда отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику МАДОУ и включает в себя:
 оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.
Вся среда ДОУ гармонична и эстетически привлекательна.
При выборе материалов и игрушек для ППС учреждение ориентируется на продукцию отечественных и территориальных производителей.
Психолого-педагогические условия реализации программы:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных
видах деятельности;
4) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,
предполагают обеспечение эмоционального благополучия через:
-непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

35

Литература
1.
Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М., Академия, 2011.
2.
Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
3.
Годовникова Л.В. Основы коррекционно-развивающей работы: Учеб. пособие / Под научн. ред. И.Ф. Исаева. – Белгород: Изд-во
БелГУ, 2015. – 201 с.
4.
Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2012.
5.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2019.
6.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов: гриф МО, М.: Юрайт, 2014.
7.
Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; – 4-е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».