Рабочая программа планирования организации обр. деят. с детьми по направлению Физическая культура

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………..

3

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………………………………………..

4

1.1

Цель и задачи Программы……………………………………………………………………………………………………..

4

1.2.2

Принципы и подходы к формированию Программы………………………………………………………………………...

5

1.3

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста……………………………………………………

6

1.4

Значимые для разработки и реализации программы характеристики……………………………………………………

7

1.5

Педагогическая диагностика освоения образовательной области «Физическое развитие»……………………………..

9

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………………………………………

13

2.1

Содержание организации образовательного процесса …………………………………………………………………….

13

2.2

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы ………………………………………………

20

2.3

21

2.4.

Особенности взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями воспитанников, с педагогами и
социальными партнерами……………………………………………………………………………………………………
Программа воспитания………………………………………………………………………………………………………...

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………………………

24

3.1

Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды…………………………………………

24

3.2

Распорядок и/или режим дня………………………………………………………………………………………………….

25

3.3

Материально-техническое обеспечение …………………………………………………………………………………….

26

3.4

Перечень программно-методического обеспечения……………………………………………………………………….

28

2

21

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физическому развитию детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет в группах общеразвивающей
направленности (далее по тексту Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного
образования МАДОУ № 223 (далее – ООП ДО) через дифференцирование программ на основе интеграции комплексных и парциальных
программ и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 7 лет.
Рабочая программа является индивидуальным инструментом педагога, в котором определяются наиболее оптимальные и
эффективные условия для физического развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей) мотивированное обоснованное содержание образовательного процесса, а также образовательных потребностей и запросов
участников образовательных отношений, формы, методы, средства, способы организации образовательного процесса с целью физического
развития детей и возможного достижения целевых ориентиров, соответствующих требованиям ФГОС ДО.
Рабочая программа по физическому развитию детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет в группах общеразвивающей направленности
обеспечивает приобщение к физической культуре детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа направлена на физическое развитие детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) в период пребывания детей с 1
сентября по 31 августа.
Рабочая программа реализуется в режиме полного дня с 10,5 часовым пребыванием детей с 7.30 до 18.00 часов при 5-ти дневной
рабочей неделе, исключая выходные и праздничные дни.
Цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с 3 до 7 лет по реализации основной образовательной
программы дошкольного образования.

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.

Цель и задачи программы

Цель программы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование ценностного отношения к
здоровому образу жизни интереса к физической культуре.
Задачи программы:
Оздоровительные:
• охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма;
• всестороннее физическое совершенствование функций организма;
• повышение работоспособности и закаливание.
Образовательные:
• накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки,
метание, лазанье);
• развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
• овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления
собственного здоровья.
Воспитательные:
• формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
• разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы:

В обязательной части Программа представлена Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028, и основной образовательной программой
дошкольного образования в МАДОУ № 223, утвержденной приказом № 100-ОД от 30.08.2023 г.
Программа построена на следующих принципах МАДОУ, установленных ФГОС ДО:
–
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младшего, среднего, старшего дошкольного возрастов), обогащение
(амплификация) детского развития;
–
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенокстановится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
–
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи,
принимающих участие ввоспитании детей раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
–
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
–
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4

–
–
–
–

сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям

развития);

–

учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы и подходы к формированию Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений
−
отражение в тематике образовательного процесса региональных особенностей;
−
построение образовательного процесса с использованием социоигровых технологий, проектной деятельности;
−
построение образовательной деятельности на здоровьесберегающих подходах, которые в свою очередь предполагают
формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности;
−
достижение воспитанниками готовности к школе; существенным моментом в работе педагогического коллектива является
переход ребёнка из детского сада в начальную школу, а именно обеспечение необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для
успешного освоения им образовательных программ начальной ступени общего образования, обеспечение преемственности на данных
ступенях образования.
1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст (3-4 лет).
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие
движения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат,
треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к
самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные
действия, гордится своими успехами.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
У четырёхлетних детей возрастают физические возможности: движения их становятся значительно более уверенными и
разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения
активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе
особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми
заданиями.
Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на
замечание часто реагируют остро эмоционально, воспринимая замечание как личную обиду.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет).
5

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка, так как характеризуется активизацией ростового процесса.
Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные
способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений.
При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и
конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет
большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка
непостоянны и проявляются эпизодически. Дети проявляют интерес к своему здоровью. Ребенок не так быстро утомляется, становится более
вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью).
Подготовительный к школе возраст (6-7лет).
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном
развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. Движения отличаются достаточной
координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность
пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление
добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и
гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

6

1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Индивидуальные особенности и интересы воспитанников.
Группа
Кол-во девочек
Кол-во мальчиков

2 младшая №3
2 младшая №5
2 младшая № 10
Средняя № 2
Средняя № 7
Средняя № 8
Старшая № 4
Старшая № 6
Старшая № 9
Подготовительная № 11

15
11
16
17
14
9
15
16
13
12

12
17
12
12
14
20
15
14
17
19

Наличие детей с Дети с Дети
Дети с Дети
с Дети
ОВЗ
первой со
третьей четвертой с пятой
гр.зд.
второй гр.зд.
гр.зд.
гр.зд.
гр.зд.
0
0
0
3
101
123
75
0
1
2
0
9
9
11
2

Количество детей и соотношение мальчиков и девочек в каждой группе учитывается при подборе методов (фронтального, поточного,
работа в группах и т.д.), подвижных игр в соответствии с полоролевыми интересами детей.
Анализ количества детей с ОВЗ (ограниченные особенности здоровья, в том числе тяжелые нарушения речи) выявил следующие
особенности организации образовательного процесса:
- дети, имеющие речевые нарушения, чаще всего испытывают трудности в координации движений (общей и мелкая моторика).
1.5 Планируемые результаты как ориентиры освоения детьми образовательной области «Физическое развитие»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Вторая младшая группа (3 - 4 лет.)
–
Строиться в круг, в колонну, парами, находить свое место;
–
Начинать и заканчивать упражнение по сигналу; .
–
Сохранять правильное положение тела;
–
Ходить не опуская головы, согласовывать движение рук и ног;
–
Бегать, не опуская головы;
7

–
–
–
–

Одновременно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться в прыжках в длину с места и спрыгивание;
Ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди; отбрасывать мяч, попадать в вертикальную и горизонтальную цели;
Подлезать под препятствие (высота 40см), не касаясь руками пола;
Лазать по гимнастической стенке приставным шагом.
Средняя группа (4-5 лет.)
–
Самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры;
–
Сохранять исходное положение;
–
Выполнять общеразвивающие упражнения в заданном темпе, четко соблюдать заданное направление, выполнять упражнения с
напряжением (не сгибать руки в локтях, ноги в коленях);
–
Соблюдать правильную осанку во время ходьбы, заданный темп (быстрый, умеренный, медленный);
–
Сохранять равновесие после вращений или в заданных положениях: стоя на одной ноге, выполнять разные виды бега, быть
ведущим колонны; при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера;
–
Энергично отталкиваться, мягко приземляться с сохранением равновесия;
–
Ловить мяч с расстояния 1,5м, отбивать его об пол не менее 5 раз подряд;
–
Принимать правильное положение при метании; ползать разными способами;
–
Подниматься по гимнастической стенке чередующимся шагом, не пропуская реек, до 2м;
–
Двигаться ритмично.
Старшая группа (5-6 лет.)
–
Сохранять дистанцию во время ходьбы и бега;
–
Выполнять упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме;
–
Ходить энергично, сохраняя правильную осанку, сохранять равновесие при передвижении по ограниченной площади
поверхности;
–
Точно выполнять сложные подскоки на месте, сохранять равновесие в прыжках в глубину, прыгать в длину и высоту с разбега,
со скакалкой;
–
Выполнять разнообразные движения с мячом («школа мяча»);
–
Свободно, ритмично, быстро подниматься и спускаться по гимнастической стенке;
–
Самостоятельно проводить подвижные игры.
Подготовительная группа (6-7 лет.)
–
Самостоятельно, быстро и организованно строиться, и перестраиваться во время движения;
–
Выполнять общие упражнения активно, с напряжением, из разных исходных положений;
–
выполнять упражнения выразительно и точно, в соответствии с указаниями;
–
Сохранять динамическое и статическое равновесие в сложных условиях;

8

–

Сохранять скорость и заданный темп бега; ритмично выполнять прыжки, мягко приземляясь, сохранять равновесие после

приземления;

–
–

Отбивать, передавать мяч разными способами; точно попадать в цель (вертикальную, горизонтальную, кольцеброс и другие);
Энергично подтягиваться на скамейке различными способами. Быстро и ритмично лазать по наклонной и вертикальной
лестницам; лазать по канату, шесту способом «в три приема»;
–
Организовать игру с группой сверстников.
1.6.
Педагогическая диагностика освоения образовательной области «Физическое развитие»
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его
интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет
выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные
маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию
образовательной деятельности.
Цель педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (п. 3.2.3 ФГОС ДО), которая
осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики.
Периодичность проведения педагогической диагностики:
на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную
группу (стартовая диагностика);
на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная диагностика);
При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение
результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Методика организации мониторинга подобрана в соответствии с реализуемой ООП. Контрольные упражнения предлагаются в
игровой и соревновательной форме. Результаты заносятся в диагностическую карту. Мониторинг проходит с использованием методических
рекомендаций Н.Л. Петренкиной «Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста: методические
рекомендации»; «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации» Т.А.Тарасова
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Цель
Условия
Методические рекомендации
Определить координационные способности
Пройти по линии длиной 3 м, шириной 15см. Голову держать прямо, пройти дорожку, не
касаясь ее ограничений
Результат мониторинга:
Высокий уровень – ребенок прошел по «дорожке» в быстром темпе, с прямой спиной и приподнятой головой, ни разу не наступив за линию
9

Средний уровень – ребенок прошел по «дорожке» в среднем темпе, с прямой спиной и приподнятой головой, наступив за линию 1 раз
Низкий уровень – ребенок прошел по «дорожке» в замедленном темпе, с опущенной головой, наступив за линию более 2 раз
Определить силовые и координационные
Залезть на гимнастическую лестницу, на
Самостоятельно подняться на высоту
способности
высоту не менее 1,5 м.
1,5 м. и самостоятельно спуститься вниз
Результат мониторинга:
Высокий уровень – ребенок энергично влезает на гимнастическую лестницу, выше отметки 1,5 м.
Средний уровень – ребенок свободно влезает на гимнастическую лестницу до отметки 1,5 м.
Низкий уровень – ребенок с излишней осторожностью влезает на гимнастическую лестницу, не достигнув отметки 1,5 м.
Определить силу мышц ног,
Прыгнуть вверх и коснуться рукой до
Из трех попыток ребенок должен два
умение прыгать, отталкиваясь двумя ногами. предмета
раза коснуться рукой до предмета
Результат мониторинга:
Высокий уровень – ребенок энергично отталкивается от пола и из трех попыток достает три раза
Средний уровень – ребенок энергично отталкивается от пола и из трех попыток достает два раза
Низкий уровень – ребенок тяжело отталкивается от пола и из трех попыток достает один раз и меньше
Определить выносливость, умение бежать
Медленный непрерывный бег в течение 1
Бег выполняется с преподавателем,
без остановки, частоту координационных
мин
который задает посильный для детей темп
способностей
Результат мониторинга:
Высокий уровень – ребенок выполняет непрерывный бег в среднем и высоком темпе более 1 мин.
Средний уровень – ребенок выполняет непрерывный бег в среднем темпе 1 мин.
Низкий уровень – ребенок выполняет непрерывный бег в замедленном и среднем темпе менее 1 мин.
ТАБЛИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Показатели развития двигательных качеств
Результаты
М
Д
Бег 10м., с
3,3-2,4
3,4-2,6
Прыжки в длину с места, см
60-90
55-93
Метание набивного мяча (1кг), см
117-185
97-178
ТАБЛИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
10

Показатели развития двигательных качеств

Результаты
М
9,7-7,9
100-110
117-185
187-270
7,0-11,8

Бег 10м., с
Прыжки в длину с места, см
Прыжки в высоту с места, см
Метание набивного мяча (1кг), см
Статическое равновесие

Д
9,8-8,3
95-104
97-178
138-221
9,4-11,2

ТАБЛИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Показатели развития двигательных качеств
Результаты
М
Д
Бег 30м., с.
7,8-7,0
7,8-7,5
Прыжки в длину с места, см
116-123
111-123
Прыжки в высоту с места, см.
22-25
21-24
Метание набивного мяча (1кг), см.
450-570
340-520
Статическое равновесие, с.
40-60
50-60
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Уровень показателя
Обозначение
Балл
Высокий
в
3
Средний
с
2
Низкий
н
1

ГРАНИЦЫ БАЛЛОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Уровень показателя
Обозначение
Балл
Высокий
в
2,6-3,0
Средний
с
1,6-2,5
Низкий
н
До 1,5
11

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание образовательной области «Физическое развитие».
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
- Ходьба: ходьба в заданном направлении, небольшими группами, друг за другом по ориентирам (по прямой, по кругу, обходя
предметы, врассыпную, "змейкой", с поворотом и сменой направления); на носках; высоко поднимая колени, перешагивая предметы, с
остановкой по сигналу; парами друг за другом; с выполнением заданий (присесть, встать, идти дальше); по наклонной доске; в чередовании
с бегом;
- Бег: бег группами и по одному за направляющим, врассыпную, со сменой темпа; по кругу, обегая предметы, между двух или вдоль
одной линии; со сменой направления, с остановками, мелким шагом, на носках; в чередовании с ходьбой; убегание от ловящего, ловля
убегающего; бег в течение 50 - 60 сек; быстрый бег 10 - 15 м; медленный бег 120 - 150 м; - прыжки: прыжки на двух и на одной ноге; на
месте, продвигаясь вперед на 2 - 3 м; через линию, (вперед и, развернувшись, в обратную сторону); в длину с места (не менее 40 см); через 2
линии (расстояние 25 - 30 см), из обруча в обруч (плоский) по прямой; через 4 - 6 параллельных линий (расстояние 15 - 20 см); спрыгивание
(высота 10 - 15 см), перепрыгивание через веревку (высота 2 - 5 см);
- Упражнения в равновесии: ходьба по прямой и извилистой дорожке (ширина 15 - 20 см, длина 2 - 2,5 м), обычным и приставным
шагом; по гимнастической скамье, по ребристой доске, наклонной доске; перешагивая рейки лестницы, лежащей на полу; по шнуру,
плоскому обучу, лежащему на полу, приставным шагом; с выполнением заданий (присесть, встать и продолжить движение); на носках, с
остановкой.
- Бросание, катание, ловля, метание: прокатывание двумя руками большого мяча вокруг предмета, подталкивая его сверху или сзади;
скатывание мяча по наклонной доске; катание мяча друг другу, сидя парами ноги врозь, стоя на коленях; прокатывание мяча в воротца, под
дугу, стоя парами; ходьба вдоль скамейки, прокатывая по ней мяч двумя и одной рукой; произвольное прокатывание обруча, ловля обруча,
катящегося от педагога; бросание мешочка в горизонтальную цель(корзину) двумя и одной рукой; подбрасывание мяча вверх и ловля его;
бросание мяча о землю и ловля его; бросание и ловля мяча в парах; бросание, одной рукой мяча в обруч, расположенный на уровне глаз
ребенка, с расстояния 1,5 м; метание вдаль; перебрасывание мяча через сетку;
- Ползание, лазанье: ползание на четвереньках на расстояние 4 - 5 - 6 м до кегли (взять ее, встать, выпрямиться, поднять двумя
руками над головой); по гимнастической скамейке, за катящимся мячом; проползание на четвереньках под 3 - 4 дугами (высота 50 см,
расстояние 1 м); ползание на четвереньках с опорой на ладони и ступни по доске; влезание на лесенку-стремянку или гимнастическую
стенку произвольным способом (не пропуская реек) и спуск с нее; подлезание под дугу, не касаясь руками пола;
Подвижные игры: педагог поддерживает активность детей в процессе двигательной деятельности, организуя сюжетные и
несюжетные подвижные игры. Воспитывает умение действовать сообща, соблюдать правила, начинать и заканчивать действия по указанию
и в соответствии с сюжетом игры, двигаться определенным способом и в заданном направлении, придавать своим движениям
выразительность (кошка просыпается, потягивается, мяукает).
12

Спортивные упражнения: педагог обучает детей спортивным упражнениям на прогулке или во время физкультурных занятий на
свежем воздухе. Катание на санках, лыжах, велосипеде может быть организовано в самостоятельной двигательной деятельности в
зависимости от имеющихся условий, а также региональных и климатических особенностей.
Строевые упражнения и игры - педагог предлагает детям следующие строевые упражнения: построение в колонну по одному, в
шеренгу, в круг по ориентирам; перестроение в колонну по два, врассыпную, смыкание и размыкание обычным шагом, повороты направо и
налево переступанием. Педагог выполняет вместе с детьми упражнения из разных исходных положений (стоя, ноги слегка расставлены,
ноги врозь, сидя, лежа на спине, животе, с заданным положением рук), с предметами (кубики двух цветов, флажки, кегли и другое).
Формирование основ здорового образа жизни: педагог поддерживает стремление ребенка самостоятельно ухаживать за собой,
соблюдать порядок и чистоту, ухаживать за своими вещами и игрушками; формирует первичные представления о роли чистоты,
аккуратности для сохранения здоровья, напоминает о необходимости соблюдения правил безопасности в двигательной деятельности (бегать,
не наталкиваясь друг на друга, не толкать товарища, не нарушать правила). Активный отдых.
Физкультурные досуги: досуг проводится 1 - 2 раза в месяц во второй половине дня на свежем воздухе, продолжительностью 20 - 25
минут. Содержание составляют подвижные игры и игровые упражнения, игры-забавы, аттракционы, хороводы, игры с пением, музыкальноритмические упражнения.
Дни здоровья: в этот день проводятся подвижные игры на свежем воздухе, физкультурный досуг, спортивные упражнения, возможен
выход за пределы участка МАДОУ (прогулка-экскурсия). День здоровья проводится один раз в квартал.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
- Бег: бег в колонне по одному, на носках, высоко поднимая колени; обегая предметы; на месте; бег врассыпную по сигналу с
последующим нахождением своего места в колонне; в парах; по кругу, держась за руки; со сменой направляющего, меняя направление
движения и темп; непрерывный бег 1 - 1,5 мин; пробегание 30 - 40 м в чередовании с ходьбой 2 - 3 раза; медленный бег 150 - 200 м; бег на
скорость 20 м; челночный бег 2x5 м; перебегание подгруппами по 5 - 6 человек с одной стороны площадки на другую; бег врассыпную с
ловлей и увертыванием;
- Прыжки: прыжки на двух ногах на месте, с поворотом вправо и влево, вокруг себя, ноги вместе-ноги врозь, стараясь достать
предмет, подвешенный над головой; подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперед на 2 - 3 м; перепрыгивание через шнур, плоский
кубик (высота 5 см), через 4 - 6 линий (расстояние между линиями 40 - 50 см); выполнение 20 подпрыгиваний с небольшими перерывами;
прыжки в длину с места; спрыгивание со скамейки; прямой галоп; попытки выполнения прыжков с короткой скакалкой;
- Упражнения в равновесии: ходьба по доске, по скамье (с перешагиванием через предметы, с мешочком на голове, с предметом в
руках, ставя ногу с носка руки в стороны); ходьба по доске до конца и обратно с поворотом; ходьба по наклонной доске вверх и вниз; стойка
на одной ноге, вторая поднята коленом вперед, в сторону, руки в стороны или на поясе; пробегание по наклонной доске вверх и вниз; ходьба
по доске и расхождение вдвоем на ней; кружение в одну, затем в другую сторону с платочками, руки на пояс, руки в стороны. Педагог
обучает разнообразным упражнениям, которые дети могут переносить в самостоятельную двигательную деятельность.
- Бросание, катание, ловля, метание: прокатывание мяча между линиями, шнурами, палками (длина 2 - 3 м), положенными (на
расстоянии 15 - 20 см одна от другой) и огибая кубики или кегли, расставленные по одной линии на расстоянии 70 - 80 см; прокатывание
обруча педагогу, удержание обруча, катящегося от педагога; прокатывание обруча друг другу в парах; подбрасывание мяча вверх и ловля
13

его после удара об пол; бросание и ловля мяча в паре; перебрасывание мяча друг другу в кругу; бросание мяча двумя руками из-за головы
стоя; скатывание мяча по наклонной доске, попадая в предмет; отбивание мяча правой и левой рукой о землю не менее 5 раз подряд;
подбрасывание и ловля мяча не менее 3 - 4 раз подряд; бросание мяча двумя руками из-за головы сидя; бросание вдаль; попадание в
горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 2 - 2,5 м;
Ползание, лазанье: ползание на четвереньках "змейкой" между расставленными кеглями, по наклонной доске, по гимнастической
скамейке на животе, подтягиваясь руками; проползание в обручи, под дуги; влезание на гимнастическую стенку и спуск с нее, не пропуская
реек; переход по гимнастической стенке с пролета на пролет вправо и влево на уровне 1 - 2 рейки, ползание на четвереньках с опорой на
стопы и ладони; подлезание под веревку или дугу, не касаясь руками пола прямо и боком; - ходьба: ходьба обычная, в колонне по одному,
придерживаясь указанного направления, с изменением темпа; на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, приставным шагом вперед и
по шнуру; перешагивая предметы; чередуя мелкий и широкий шаг, "змейкой", с остановкой по сигналу, в противоположную сторону; со
сменой ведущего; в чередовании с бегом, прыжками; приставным шагом вперед, в сторону, назад на месте; с разным положением рук (на
поясе, в стороны (плечи развести), за спиной);
Строевые упражнения:
Педагог предлагает детям следующие строевые упражнения: построение в колонну по одному, по два, по росту, врассыпную;
размыкание и смыкание на вытянутые руки, равнение по ориентирам и без; перестроение из колонны по одному в колонну по два в
движении, со сменой ведущего; из одной колонны или шеренги в звенья на месте и в движении; повороты направо, налево, кругом на месте
переступанием и в движении.
Подвижные игры:
Педагог продолжает закреплять основные движения и развивать психофизические качества в подвижных играх, поощряет желание
выполнять роль водящего, развивает пространственную ориентировку, самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр с
небольшой группой сверстников; приучает к выполнению правил, поощряет проявление целеустремленности, настойчивости, творческих
способностей детей (придумывание и комбинирование движений в игре).
Спортивные упражнения:
Педагог обучает детей спортивным упражнениям на прогулке или во время физкультурных занятий на свежем воздухе. Катание на
санках, лыжах, велосипеде может быть организовано в самостоятельной двигательной деятельности в зависимости от имеющихся условий, а
также региональных и климатических особенностей.
Физкультурные праздники и досуги: педагог привлекает детей данной возрастной группы к участию в праздниках детей старшего
дошкольного возраста в качестве зрителей. Праздники проводятся 2 раза в год, продолжительностью не более 1 - 1,5 часов. Досуг
организуется 1 - 2 раза в месяц во второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 20 - 25 минут.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
- Бег: бег в колонне по одному, «змейкой», с перестроением на ходу в пары, звенья, со сменой ведущих; бег с пролезанием в обруч; с
ловлей и увертыванием; высоко поднимая колени; между расставленными предметами; группами, догоняя убегающих, и убегая от ловящих;
в заданном темпе, обегая предметы; мелким и широким шагом; непрерывный бег 1,5 - 2 мин; медленный бег 250 - 300 м; быстрый бег 10 м 2
- 3 - 4 раза; челночный бег 2 x 10 м, 3 x 10 м; пробегание на скорость 20 м; бег под вращающейся скакалкой;
14

- Прыжки: подпрыгивание на месте одна нога вперед-другая назад, ноги скрестно-ноги врозь; на одной ноге; подпрыгивание с
хлопками перед собой, над головой, за спиной; подпрыгивание с ноги на ногу, продвигаясь вперед через начерченные линии, из кружка в
кружок; перепрыгивание с места предметы высотой 30 см; спрыгивание с высоты в обозначенное место; подпрыгивание на месте 30 - 40 раз
подряд 2 раза; подпрыгивание на одной ноге 10 - 15 раз; прыжки на двух ногах с продвижением вперед на 3 - 4 м; на одной ноге (правой и
левой) - 2,5 м; перепрыгивание боком невысокие препятствия (шнур, канат, кубик); впрыгивание на возвышение 20 см двумя ногами;
прыжки в длину с места; в высоту с разбега; в длину с разбега; - прыжки со скакалкой: перешагивание и прыжки через неподвижную
скакалку (высота 3 - 5 см); перепрыгивание через скакалку с одной ноги на другую с места, шагом и бегом; прыжки через скакалку на двух
ногах, через вращающуюся скакалку;
- Упражнения в равновесии: ходьба по шнуру прямо и зигзагообразно, приставляя пятку одной ноги к носку другой; стойка на
гимнастической скамье на одной ноге; поднимание на носки и опускание на всю стопу, стоя на скамье; пробегание по скамье; ходьба
навстречу и расхождение вдвоем на лежащей на полу доске; ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (с поддержкой); приседание
после бега на носках, руки в стороны; кружение парами, держась за руки; «ласточка». Педагог продолжает обучать разнообразным
физическим упражнениям, которые дети самостоятельно и творчески используют в игровой и повседневной деятельности.
- ползание, лазанье: ползание на четвереньках, разными способами (с опорой на ладони и колени, на ступни и ладони, предплечья и
колени), ползание на четвереньках по прямой, толкая головой мяч (3 - 4 м), «змейкой» между кеглями; переползание через несколько
предметов подряд, под дугами, в туннеле; ползание на животе; ползание по скамейке с опорой на предплечья и колени; ползание на
четвереньках по скамейке назад; проползание под скамейкой; лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом; - ходьба: ходьба
обычным шагом, на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, приставным шагом в сторону (направо и налево), в полуприседе,
мелким и широким шагом, перекатом с пятки на носок, гимнастическим шагом, с закрытыми глазами 3 - 4 м; ходьба «змейкой» без
ориентиров; в колонне по одному и по два вдоль границ зала, обозначая повороты;
Строевые упражнения:
Педагог продолжает обучение детей строевым упражнениям: построение по росту, поддерживая равнение в колонне, шеренге;
построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по три, в две шеренги на месте и при передвижении;
размыкание в колонне на вытянутые вперед руки, в шеренге на вытянутые руки в стороны; повороты налево, направо, кругом
переступанием и прыжком; ходьба «змейкой», расхождение из колонны по одному в разные стороны с последующим слиянием в пары.
Ритмическая гимнастика: музыкально- упражнения и комплексы общеразвивающих упражнений (ритмической гимнастики) педагог
включает в содержание физкультурных занятий, некоторые из упражнений в физкультминутки, утреннюю гимнастику, различные формы
активного отдыха и подвижные игры.
Подвижные игры:
Педагог продолжает закреплять и совершенствовать основные движения детей в сюжетных и несюжетных подвижных играх, в играх
с элементами соревнования, играх-эстафетах, оценивает качество движений и поощряет соблюдение правил, помогает быстро
ориентироваться в пространстве, наращивать и удерживать скорость, проявлять находчивость, целеустремленность.
Педагог обучает взаимодействию детей в команде, поощряет оказание помощи и взаимовыручки, инициативы при организации игр с
небольшой группой сверстников, младшими детьми; воспитывает и поддерживает проявление нравственно-волевых качеств,
самостоятельности и сплоченности, чувства ответственности за успехи команды, стремление к победе, стремление к преодолению
15

трудностей; развивает творческие способности, поддерживает инициативу детей в играх (выбор игр, придумывание новых вариантов,
комбинирование движений). Способствует формированию духовно-нравственных качеств, основ патриотизма и гражданской идентичности
в подвижных играх.
Спортивные игры: педагог обучает детей элементам спортивных игр, которые проводятся в спортивном зале или на спортивной
площадке в зависимости от имеющихся условий и оборудования, а также региональных и климатических особенностей.
Содержание праздников составляют ранее освоенные движения, в том числе, спортивные и гимнастические упражнения, подвижные и
спортивные игры. Досуг организуется 1 - 2 раза в месяц во второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью
30 - 40 минут.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Педагог продолжает приобщать детей к здоровому образу жизни: расширяет и уточняет представления о факторах, влияющих на
здоровье, способах его сохранения и укрепления, оздоровительных мероприятиях, поддерживает интерес к физической культуре, спорту и
туризму, активному отдыху, воспитывает полезные привычки, осознанное, заботливое, бережное отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих.
Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика и строевые упражнения).
Основные движения:
- Ходьба: ходьба обычная, гимнастическим шагом, скрестным шагом, спиной вперед; выпадами, с закрытыми глазами, приставными
шагами назад; в приседе, с различными движениями рук, в различных построениях;
- Бег: бег в колонне по одному, врассыпную, парами, тройками, четверками; с остановкой по сигналу, в сочетании с прыжками (с
линии на линию, из кружка в кружок); высоко поднимая колени, стараясь коснуться коленями ладоней согнутых в локтях рук; с
захлестыванием голени назад; выбрасывая прямые ноги вперед; бег 10 м с наименьшим числом шагов; медленный бег до 2 - 3 минут;
быстрый бег 20 м 2 - 3 раза с перерывами; челночный бег 3x10 м; бег наперегонки; бег из разных исходных положений (лежа на животе,
ногами по направлению к движению, сидя по-турецки, лежа на спине, головой к направлению бега); бег со скакалкой, бег по пересеченной
местности;
- Прыжки: подпрыгивания на двух ногах 30 раз в чередовании с ходьбой, на месте и с поворотом кругом; смещая ноги вправо-влевовперед-назад, с движениями рук; впрыгивание на предметы высотой 30 см с разбега 3 шага; подпрыгивания вверх из глубокого приседа;
прыжки на одной ноге, другой толкая перед собой камешек; прыжки в длину и в высоту с места и с разбега на соревнование;
- Прыжки с короткой скакалкой: прыжки на двух ногах с промежуточными прыжками и без них; прыжки с ноги на ногу; бег со
скакалкой; прыжки через обруч, вращая его как скакалку;
- Бросание, катание, ловля, метание: бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками не менее 20 раз подряд, одной рукой не
менее 10 раз; передача и перебрасывание мяча друг другу сидя по-турецки, лежа на животе и на спине, в ходьбе; прокатывание и
перебрасывание друг другу набивных мячей; перебрасывание мяча друг другу снизу, от груди, сверху двумя руками; одной рукой от плеча;
передача мяча с отскоком от пола из одной руки в другую; метание в цель из положения стоя на коленях и сидя; метание вдаль, метание в

16

движущуюся цель; забрасывание мяча в баскетбольную корзину; катание мяча правой и левой ногой по прямой, в цель, между предметами,
друг другу; ведение мяча, продвигаясь между предметами, по кругу; ведение мяча с выполнением заданий (поворотом, передачей другому).
- Ползание, лазанье: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке вперед и назад; на животе и на спине, отталкиваясь
руками и ногами; влезание на гимнастическую стенку до верха и спуск с нее чередующимся шагом одноименным и разноименным
способом; перелезание с пролета на пролет по диагонали; пролезание в обруч разными способами; лазанье по веревочной лестнице;
выполнение упражнений на канате (захват каната ступнями ног, выпрямление ног с одновременным сгибанием рук, перехватывание каната
руками); влезание по канату на доступную высоту;
- Упражнения в равновесии: подпрыгивание на одной ноге, продвигаясь вперед, другой ногой катя перед собой набивной мяч; стойка
на носках; стойка на одной ноге, закрыв по сигналу глаза; ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием посередине палки,
пролезанием в обруч, приседанием и поворотом кругом; ходьба по гимнастической скамейке, приседая на одной ноге, другую пронося
прямой вперед сбоку скамейки; ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки прямо и боком; ходьба по гимнастической скамейке, на
каждый шаг высоко поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; прыжки на одной ноге вперед, удерживая на колени другой ноги
мешочек с песком; ходьба по шнуру, опираясь на стопы и ладони; кружение с закрытыми глазами, остановкой и сохранением заданной
позы; после бега, прыжков, кружения остановка и выполнение «ласточки».
Строевые упражнения: - педагог совершенствует навыки детей в построении, перестроении, передвижении строем: быстрое и
самостоятельное построение в колонну по одному и по два, в круг, в шеренгу; равнение в колонне, шеренге; перестроение из одной колонны
в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько (2 - 3); расчет на первый - второй и перестроение из одной
шеренги в две; размыкание и смыкание приставным шагом; повороты направо, налево, кругом; повороты во время ходьбы на углах
площадки.
Подвижные игры: педагог продолжает знакомить детей подвижным играм, поощряет использование детьми в самостоятельной
деятельности разнообразных по содержанию подвижных игр (в том числе, игр с элементами соревнования, игр эстафет), способствующих
развитию психофизических и личностных качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций
средствами традиционной народной культуры родного края.
Приобщать детей к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки,
разучивание песен, хороводов, традиций Урала. Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к
различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена содержанием программы Толстиковой О.В.,
Савельевой О.В. «Мы живем на Урале»: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Сущность педагогических задач, решаемых в образовательной деятельности по физическому развитию на материале поджвижных игр
народов Урала и России:
17

−
−
−

развитие интереса к культуре малой родины;
обогащение двигательного опыта через подвижные игры народов Урала и России;
выработка практических двигательных навыков и представлений здорового образа жизни на основе народных традиций.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Физическое развитие в детском саду осуществляется через следующие формы организации:
–
непрерывная образовательная деятельность с детьми (фронтальные, фронтально-поточный, подгрупповые);
–
совместные досуговые мероприятия (праздники и тематические развлечения);
–
индивидуальная физическая деятельность с детьми;
–
совместная физическая деятельность с детьми (подготовка к спортивным праздникам, конкурсам, эстафетам)
–
самостоятельная двигательная игровая деятельность.
Способы и методы:
Наглядный:
–
Наглядно-зрительные приемы;
–
Наглядно-слуховые приемы (музыка);
–
Тактильно-мышечные приемы (непосредственно помощь воспитателя);
Словесный:
−
Объяснение, пояснение, указания;
−
Подача команд, распоряжений, сигналов;
−
Вопросы к детям;
−
Образный сюжетный рассказ;
−
Словесная инструкция.
Практический:
−
Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
−
Повторение упражнений в игровой форме;
−
Повторение упражнений в соревновательной форме.
Средства физического развития:
−
Двигательная активность, занятие физкультурой (овладение основными движениями);
−
Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода);
−
Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий)
18

2.3. Особенности взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями воспитанников, с педагогами и социальными
партнерами.
Взаимодействие с родителями:
−
Традиционные формы, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, консультации по запросам,
анкетирование, беседы, организация совместных мероприятий, разработан стендовый материал для всех возрастных групп, содержание
которого соответствует единому комплексно-тематическому плану, создана картотека рекомендаций для занятий родителей с детьми дома
−
Нетрадиционные формы – ведется страничка на сайте МАДОУ с учетом событийности;
−
Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность - организация совместной деятельности в системе
«ребенок-родитель-педагог», привлечение родителей к участию в утренниках, праздниках, спектаклях в качестве исполнителей ролей;
участие в конкурсах, фестивалях.
Организационно педагогическая деятельность

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Сроки выполнения

Организационная работа с детьми:
Проведение занятий по физической культуре;
Проведение развлечений и праздников (по плану);
Индивидуальная работа с детьми;
Подгрупповая работа с детьми;
Проведение подвижных игр на свежем воздухе (по плану).
Взаимодействие с педагогами:
Работа с педагогами по текущим сценариям праздников и
развлечений;
Привлечение воспитателей к подготовке (изготовлению)
спортивно-игрового инвентаря;
Проведение совместных мероприятий с музыкальными
руководителями.
Консультации для воспитателей:
Взаимодействие с родителями:

С сентября по май
В течение года

В течение года
В течение года
Согласно плану активного отдыха.
В течение года
В течение года

• Индивидуальные консультации по запросам родителей;
• Общие консультации
Проведение совместных мероприятий

19

Особенности взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями воспитанников и педагогами

Учительлогопед

Инструктор по
физической
культуре

Воспитатель

РЕБЁНОК

Музыкальный
руководитель

Родители

Педагогпсихолог

20

2.4. Программа воспитания
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества.
Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к
поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие
гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии
многонационального народа России (п. 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовнонравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2022, N 46, ст. 7977)).
- Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
- Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
- Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
- Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
- Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
- Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
-Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые
коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества. С учетом особенностей
социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов
воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями
образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Пояснительная записка не
является частью рабочей программы воспитания в ДОУ и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных
ценностей российского общества, что предполагает Цели и задачи воспитания Общая цель воспитания в МАДОУ - личностное развитие
каждого ребенка с учетом его индивидуальности:
- формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и
правилах поведения;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
- становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе
нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в МАДОУ:
- содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности
поступать согласно своей совести;
- создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и
21

саморазвитию, самовоспитанию;
- осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей
среды, создания воспитывающих общностей.
Направления воспитания. Патриотическое направление воспитания
Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и
культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. Ценности - Родина и природа лежат в
основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных
качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры
человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Работа по патриотическому воспитанию
предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); "патриотизма защитника",
стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
"патриотизма созидателя и творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает
конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания
Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания. Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы
дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско - взрослой общности, содержанием которого является освоение
социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
Социальное направление воспитания
Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие
дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и
социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах
других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно
выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских
общностях. Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него
нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем
поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
22

Целевые ориентиры воспитания
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребенка. Поэтому планируемые результаты
представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. В соответствии с
ФГОС ДО - оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основнойобразовательной
программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга)
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Содержание и организация воспитательной
работы описана в ОП ДО ссылка: http://дс223.рф/upload/ts223_new/files/ce/a5/cea571fd617ae5bd016a5c1222b8ea3b.pdf, раздел 2.9.

Направления
воспитания
Патриотическое

Мероприятия по реализации программы воспитания ДОУ
Ценности
Показатели
Родина, природа

Социальное
сотрудничество

Человек, семья

Познавательное

Знания

Физическое и
оздоровительное
Трудовое

Здоровье

Этико-эстетическое

Культура и
красота

Труд

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления дружба, добро и зло, принимающий и уважающий
ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои
действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший
основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, способный взаимодействовать с педагогическим работником и другими детьми на
основе общих интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе
творческом, проявляющим активность, самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании,
обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского
общества.
Владеющий основными навыками оздоровительной личной и общественной гигиены,
стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве,
стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий
зачатками художественного вкуса.
23

III Организационный раздел
3.1. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей.
РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка
деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) представляет собой единство специально организованного
пространства как внешнего (территория), таки внутреннего (групповые, специализированные, технологические, административные и иные
пространства), материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и воспитания детей дошкольного
возраста, охраны и укрепления их здоровья, материалов для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
РППС создает возможности для учета особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития. РППС
организована как единое пространство, все компоненты которого, согласованы между собой по содержанию, масштабу, художественному
решению.
При проектировании РППС учтены:
–
этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия;
–
возраст, опыт, уровень развития детей и особенностей их деятельности - содержание воспитания и образования;
–
задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
–
возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников,
участников сетевого взаимодействия и пр.).
РППС соответствует:
–
требованиям ФГОС ДО;
–
основной образовательной программе МАДОУ;
–
материально-техническим и медикосоциальным условиям пребывания детей в ДОО;
–
возрастным особенностям детей;
–
воспитывающему характеру образования детей;
–
требованиям безопасности и надежности.
РППС обеспечивает целостность образовательного процесса и включает всё необходимое для реализации содержания каждого из
направлений развития и образования детей (согласно ФГОС ДО.)

24

3.2. Распорядок и/или режим дня
Организация образовательного процесса в МАДОУ предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов
детской деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, социальный заказ родителей, время года, соответствует
санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений.
При организации режима дня детей в МАДОУ предусматривается сбалансированное чередование видов деятельности:
непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов,
самостоятельной.
Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, календарный учебный график составляется в
соответствии с выделением двух периодов:
1.
учебный год (сентябрь-май), во время которого проводятся непосредственно-образовательная деятельность в соответствии с
планом и расписанием НОД, действует режим на холодный период года;
2.
летне-оздоровительный период: (июнь-август), во время которого проводятся интегрированные занятия музыкальноизобразительного творчества, оздоровительные мероприятия и спортивные развлечения, на период летних каникул действует режим на
теплый период года.

Направления
развития детей

Физическое
развитие

Учебный план деятельности инструктора по физической культуре
Количеств занятий, общая нагрузка/ часы
Вид детской деятельности
2 младшая
Средняя группа
Старшая
группа
с 4 до 5 лет
группа
с 3 до 4 лет
с 5 до 6 лет
Длительность в мин.
15 мин.
20 мин.
25мин.
В
В
В
В
В
В
неделю
год
неделю
год
неделю
год
Физическая
Физкультура
2 раза
84/
3 раза
93/
3 раза
93/
деятельность
23ч.
31ч.
39ч.

25

Подготовительн
группа
с 6 до 7 лет
30 мин.
В
В год
неделю
3 раза
93/
72ч.

3.3. Материально-техническое обеспечение
Место
размещения

Спортивный
зал

Основное
Предназначение

Оборудование и игровые материалы

Проведение
образовательной
деятельности по
физической культуре,
праздников, развлечений,
показа театров,
развлечений.

Лестница стремянка -1
Стол для воспитателя-1
Магнитофон 1
Стул мягкий «Аскона»
1
Огнетушитель
2
Корзина хозяйственная
3
Стенка гимнастическая деревянная (2,28х0,42 м). -5
Стойка для прыжков (2м). -2
Бревно для гимнастики (4м). -1
Велотренажер детский
1
Контейнер передвижной для хранения мячей -1
Скамья гимнастическая (2м). -1
Снаряды для лазания-1
Палки гимнастические (70см). -26
Обручи алюминиевые (80см). -12
Таз пластмассовый-2
Мат гимнастический (2м). -2
Мячи разноцветные (23см) -26
Обручи (желтые)60см-19
Обручи 90см. -6
Обручи (зеленые) 60см.-27
Конусы (35см). -6
Скамейки (3м). -2
Скамейка (2м).-1
Ребристая доска -1
26

Гимнастические коврики (90см).- 15
Мяч- Фитбол (65см).-6
Мячи-прыгуны (45см).-4
Игровой островок (40см).-4
Игровой островок (27см).-9
Гантели (0,5 кг.)-60
Сетка для мячей-2
Тоннель для ползания (210х100 см).-2
Спорт. Игра «Солнышко»-2
Координационная лестница-2
Мешочки для метания (150гр).-30
Шорты для эстафет (100 см).-2
Скакалки (2,4м).-15
Канат (10м).-1
Канат (5м).-1
Ящик (красный)-2
Мячи мяг. Мал.(6м.) -11
Мячи «Ежики» (8см.)-6
Набор для настольного тенниса -10 шт
Мяч набивной ( 1 кг) -1
Клюшки -18шт.
Ракетки -15 шт.
Мешочки для метания (100гр).-10
Мешочки для метания (150гр).-7
Щит мишень -2
Волейбольные мячи -26
Ящики (чер.) -2
Мягкий конструктор

27

3.4. Перечень программно-методического обеспечения
1. Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «МАЛЫШИ-КРЕПЫШИ», издательский дом «Цветной мир», 2016 год.
(https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/malyshi_krepyshi.pdf
2. Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф. Змановский)
3. Играйте на здоровье» Волошиной Л. Н, Куриловой Т.
4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005.
5. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников. СПб, 2007.
6. Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет-М.: Сфера, 2002
7. Картушина М.Ю.Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2010
8. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений.-М.: АРКТИ,
1999.
9. Милюкова И.В., Т.А. Евдокимова Гимнастика для детей. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2004.
10. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю. Приобщаем дошкольников к здоровму образу жизни. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
11. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и моё здоровье: практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у
детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры.-М.: Школьная пресса, 2008.
12. Фомина Н.А., Зайцева Г.А. и др. Сказочный театр физической культуры. (Физические занятия с дошкольниками в музыкальном ритме
сказок). Волгоград: Учитель, 2004.
13. Фросин В.Н, Фросин П.В., Фросина В.В., и д.р. Азбука - Зарядка. – СПб.: Детство пресс , 2001.
14. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
15. Шукшин С.Е. Я и мое тело. – М.: Школьная пресса, 2009.
16. Н.Л. Петренкиной «Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста: методические
рекомендации»;
«Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации» Т.А.Тарасова

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Традиционные события, мероприятия, проводимые в МАДОУ
Сроки проведения
Ответственные
1 сентября
Музыкальный руководитель, воспитатели

№
1.

Название мероприятия
Праздник «День Знаний»

2.

Праздник «Осенняя акварель»

3 неделя октября

Музыкальный руководитель, воспитатели

3.

Праздник, посвященный Дню Матери

3 неделя ноября

Музыкальный руководитель, воспитатели

4.

Выставка детских поделок на зимнюю тематику

3 неделя декабря

Воспитатели

5.

Праздник «Новый год»

4 неделя декабря

Музыкальный руководитель, воспитатели

6.

Участие в акции «Столовая для пернатых
друзей!»

В течение декабря

Воспитатели

7.

«Коляда-коляда, отворяйте ворота!»

12 января

Музыкальный руководитель, воспитатели

8.

Будущие защитники Отечества», «Зарница»

20 февраля

Инструктор по физкультуре, воспитатели

9.

Праздник «Поздравляем наших мам»

1 неделя марта

Музыкальный руководитель, воспитатели

10.

Фольклорный праздник «Масленица»

(по календарю)

Музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре,
воспитатели

11.

Праздник, посвященный Дню Победы

1 неделя мая

Музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре,
воспитатели

29

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Перспективный план мероприятий активного отдыха на 2023– 2024 учебный год
№

Месяц

1.

СЕНТЯБРЬ

2.

ОКТЯБРЬ

2 младшая, средняя группа: «Что у Осени в лукошке»
Старшая, подготовительная группа: «Юные спортсмены»

НОЯБРЬ

2 младшая группа: «Кто в теремочке живет?»
Средняя группа: «Давайте играть!»
Старшая, подготовительная группа: «Единство на всегда» Провести физкультурный досуг ко Дню народного единства.

3.

4.

ДЕКАБРЬ

5.

ЯНВАРЬ

6.

ФЕВРАЛЬ

7.

МАРТ

8.

АПРЕЛЬ

9.

МАЙ

Название мероприятия
Все группы: Физкультурный досуг «Осенний кросс»

Неделя здоровья.
2 младшая группа: «В гостях у снеговика»
Средняя группа: квест «Проделки зимушки Зимы»
Старшая, подготовительная группа: «Спортивный Новый Год»
2 младшая: «Мы мороза не боимся»
Средняя группа: зимний спортивный праздник «Весёлая санница»
2 младшая: Физкультурно-спортивный квест
Средняя группа: Спортивно -тематическое занятие «Аты- баты шли солдаты!»
Старшая, подготовительная группа: Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья».
2 младшая: «Мама тоже маленькой была!»
Старшая, подготовительная группа: Мастер класс от наших мам «Спортивные мамы»
2младшая, средняя группа: «Космическое путешествие»
Старшая группа: квест «Малая и большая медведица. Тайна звездного неба.»
Подготовительная группа: Спортивный праздник совместно с первоклассниками «День здоровья»
2 младшая, средняя группа: «Праздник народной игры»
Старшие, подготовительные группы: «Смотр песни и строя», посвященный Дню Победы

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».