Дополнительная общеобразовательная программа Грамотейка_ для детей 5-7 лет 2023 год

Содержание:

I.

Пояснительная записка
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.

II.
III.
IV.

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы по
подготовке к обучению грамоте в образовательный процесс.
Цели и задачи программы.
Отличительные особенности программы.
Поэтапное содержание программы по подготовке к обучению грамоте.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Режим занятий
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Учебно-тематический план по годам обучения.
Методическое обеспечение программы.
Список литературы.

2

I. Пояснительная записка.
1.1.
Дополнительная образовательная программа «Грамотейка» предназначена для
подготовки детей 5-7 лет к обучению грамоте. Данная программа является
модифицированной (адаптированной) программой и соответствует ФГОС ДО. При
составлении программы мы опираемся на лучшие традиции дошкольного образования,
соединяя и обогащая их современными методиками и личным опытом. Составлена
программа с учётом возрастных особенностей детей .
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и
обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного
периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть
восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие
мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только
речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками,
умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний
интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.
Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и
чтения. Задачи периода обучения грамоте:
1. сформировать элементарный навык чтения и письма;
2. развитие фонематического слуха
Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе
обучения грамоте развиваются речевые навыки детей, они приобщаются к чтению
литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие
орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно
связана с другими разделами: грамматика, орфография, орфоэпия, морфология и др.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом
комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном
занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические,
грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Основной упор при реализации данной программы ставится на развитие
фонематического слуха ребёнка, что является основой при правильном обучении чтению.
Сегодня современная школа ставит высокую планку в области подготовленности ребёнка
к поступлению в школу. И одним из желаемых, а зачастую и требуемых навыков у
ребёнка, рассматривается навык чтения. Причём от детей ожидается не простое умение, а
именно навык чтения, когда ребёнок должен уметь прочитать текст с определённым
количеством слов в минуту и передать смысл прочитанного. Таким образом, на данный
момент существует своеобразный заказ на читающего будущего первоклассника. Поэтому
актуальность в обучении чтению стоит перед родителями и дошкольными педагогами в
полной мере. Программа «Грамотейка» учитывает данный социально-педагогический
заказ.
Имея опыт работы в школе, я понимаю, что научить ребёнка читать нужно так, чтобы
избежать в будущем проблем, связанных с тем как именно учили ребёнка читать. Ведь не
секрет, что чтение и письмо настолько тесно связаны друг с другом, что любые промахи
педагога при обучении чтению ребёнка, потом тяжёлым бременем обернуться для ребёнка
всевозможными ошибками как при чтении, так и при письме: это и пропуски букв, и
перестановка букв в слове, либо замена одних букв другими. Равно как при чтении
возникают те же проблемы с произнесением звуков в слове, заменой одних звуков
другими. В программе «Грамотейка» рассматривается решение этих проблем, поэтому она
строится на тех принципах, когда возникновение этих проблем будет сведено к
минимуму, либо станет совершенно невозможным. Программа «Грамотейка» берёт за
основу обучения чтению подход, при котором фонематический слух ребёнка и
3

фонетический разбор слова – это основа выработки правильного чтения и письма в
будущем у ребёнка.
Данная образовательная программа является лишь подготовительным этапом при
обучении грамоте, т.к. частично реализует те цели и задачи, которые стоят при обучении
детей грамоте. Так программа «Грамотейка» ставит перед собой задачу подготовки руки к
письму, что включает в себя умение ребёнком правильно держать в руке карандаш,
всевозможные виды работы с простым карандашом ( автоматические ручки не
используются): штриховки, графические диктанты по точкам, написание слов печатными
буквами, раскрашивание цветными карандашами, работа с трафаретами, обведение
основных элементов прописных букв (крючки, овалы, наклонные палочки и др.). Но не
затрагивается обучение детей письму прописными буквами. Таким образом, данная
программа не затрагивает области обучения первоклассников письму. Она лишь
подготавливает детей к успешному овладению навыком письма в школе, где педагог
начальных классов будет учить детей правильно прописывать не только сами прописные
буквы, но и их соединения, правильный наклон, будет вырабатывать каллиграфический
почерк. Данный вид работы для детей дошкольников слишком труден и большинству
детей не доступен в силу их возрастных особенностей, как психических, так и
физических. Именно поэтому программа « Грамотейка» использует лишь те методы и
приёмы работы, которые способствуют развитию мелкой мускулатуры руки ребёнка и
являются хорошей подготовкой к письму в школе.
1.2. Цель программы: подготовить детей к обучению грамоте в школе.
Основные направления программы
-Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
-Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
-Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
-Формирование навыков чтения посредством слоговых таблиц;
-Формирование интереса к чтению.
-Подготовка руки к письму;
-Развитие психических процессов: мышление, внимание, память.
-Взаимодействие с семьёй.
Задачи программы.
Образовательные:
 Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
 Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства ( два вида
схем звукового анализа слова, интонационное выделение звуков в слове);
 Познакомить детей со слоговой структурой слова;
 Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги,
распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
 Формировать
умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения;
 Расширять словарный запас детей. Развивать речь дошкольников.
 Научить детей читать. Понимать и пересказывать прочитанное.
 Формировать умение записывать печатные слова под диктовку.
 Учить выделять в речи слова, обозначающие предметы и их действия, слова
употребляемые вместо имен предметов и другие части речи без их названия
(существительные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.)
4

Развивающие:
 Развивать слуховое восприятие;
 Развивать графические навыки;
 Развивать мелкую моторику пальцев, точность движения, дифференцированного
восприятия, внимания, памяти.
 Развивать мышление и любознательность посредством решения ребусов и
головоломок со словами.
Воспитательные:
 Воспитывать умение работать в паре, группами и индивидуально;
 Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
 Воспитывать нравственные основы и качества у детей, а именно терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим;
 Приобщать детей к художественной литературе.
Внедрение программы направлено на:
 Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития
детей старшего дошкольного возраста;
 Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития
ребёнка;
 Изменение показателей подготовленности детей к школе.
Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу:
 Продвижения от простого к сложному.
 Опоры на интересы дошкольников и родителей.
 Психологической комфортности.
 Развития творческой личности
 Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у детей
мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости
изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен
добиваться понимания (а не механического заучивания) ребёнком теоретического
материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным
учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании.
 Системности в обучении предполагает усвоение учебного
материала в определенном учебной программой порядке с таким
расчетом, чтобы каждый новый элемент логически связывался как
с предыдущим элементом, так и с последующим, что позволяет в
будущем использовать их как фундаментальную основу для
последующих знаний.
 Наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого
предмета и явления, а в использование целого комплекса приёмов и
средств, которые обеспечивают формирование ясного и чёткого
восприятия сообщаемых воспитателем знаний
 Соответствия возрастным и индивидуальным возможностям .
Программа подготовки к школе строится в соответствии с
закономерностями возрастного развития.
 Адекватности
требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе
занятий способствует оптимизации занятий, повышению
эффективности.
 Индивидуализации темпа работы
переход к новому этапу обучения только после полного освоения
5

материала предыдущего этапа.
 Повторяемости
(цикличность повторения) материала, позволяющая
формировать и закреплять механизмы и стратегию
реализации функции.
 Взаимодействия направлен на совместное взаимное действие
детского сада и семьи, для создания условий более успешного
развития способностей ребёнка .
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с
наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип
образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы обучения:
 Наглядный.
 Словесный.
 Практический.
1.3. Особенностью данной программы является комплексный подход в решении
поставленной цели и задач. Занятия имеют определённую структуру построения, которая
позволяет детям ненавязчиво, но эффективно усваивать и приобретать различные знания,
умения и навыки. Сменяемость этапов работы на занятии позволяет педагогу
поддерживать живой интерес к занятию и решать свои задачи в разных областях
познания:
1.Фонетика. Изучение нового звука. Знакомство с его особенностями (артикуляция,
гласный-согласный, твёрдый - мягкий, глухой - звонкий и т.д.). Работа со звуками и
буквами (звуковой анализ слов). Разгадывание словесных ребусов. Фонетическая
гимнастика. Научить детей слышать и выделять первый и последний звук в слове.
Два вида звуковых схем:
а. схема вычленяющая каждый отдельный эвук в слове, где (=) мягкий звук, (-) твёрдый
звук и (O) гласный звук.
б. схема вычленяющая в слове твёрдые слоги(прямоугольник: синий/красный цвет) и
мягкие(прямоугольник: зелёный/красный цвет) слоги, а также отдельные звуки- квадраты
синего(твёрдый), зелёного(мягкий) и красного цвета (гласный).
Составление этих двух видов схем позволяет ребёнку рассматривать слово с разных
сторон и ракурсов, что способствует лучшему овладению звуко - буквенным анализом
слова. Что не позволяет ребёнку в последствии пропуск букв при написании и звуков при
чтении.
Особое внимание в этом разделе уделяется йотированным гласным звукам. Дети должны
понимать, что два звука могут обозначаться одной буквой. Это очень важный момент при
чтении с йотированными гласными.
2 Чтение. Чтение слогов по слоговым таблицам позволяет в достаточно быстрые сроки
подвести ребёнка к самому процессу чтения. Вначале изучаются 6 основных гласных
фонем. Особое внимание я уделяю артикуляции этих гласных звуков. На примере
картинок с девочками, показывающими артикуляцию гласных звуков, мы до автоматизма
доводим процесс, когда при виде буквы у ребёнка губы автоматически занимают нужное
положение для произнесения звука.
А- широко открытый рот
О- колесо
У- трубочка
Ы- зубки
И- ниточка
Э- растянутая улыбка

6

Таким образом, при введении первого же согласного звука, можно начинать процесс
чтения слогов с соответствующей данному звуку буквой. Мимическая память позволяет
детям быстро составлять слоги, опираясь на артикуляцию гласных звуков.
Слоговые таблицы в цвете позволяют увидеть детям принцип образования слогов с
каждым гласным звуком отдельно. Дети наблюдают, что с одними гласными согласный
звук произносится твёрдо, а с другими этот же звук становится мягким. Как раз на этом
этапе обучения вводятся слоговые схемы слова.
По мере увеличения количества введённых новых согласных звуков, увеличивается
объём прочитываемого материала: слоги, слова, предложения, тексты. Обязательным
условием чтения слов и предложений, является понимание ребёнком прочитанного
материала, поэтому всегда акцентируется внимание ребёнка на уточнении смысла
прочитанного. В дальнейшем пересказ текста. Вопросы по тексту.
3. Синтаксис и пунктуация. Как только дети начинают читать предложения,
необходимо ввести некоторые синтаксические правила построения предложения, а так же
правила пунктуации. На данном этапе используются всевозможные виды работы со
схемами предложений. (Придумать предложение по заданной схеме. Составить схему к
данному предложению. Интонационное оформление предложения и мн.др.)Необходимо
научить детей выделять предложение из речевого потока. Научить определять количество
слов в предложении и их позицию.
4. Морфология – это наука, изучающая не только грамматические категории и части
речи, она управляет также словообразованием и толкованием слов. Данный раздел
представляется очень интересным и познавательным для рассмотрения с детьми
подготовительного к школе возраста. Дети этого возраста начинают активно обогащать
свой словарный запас, обращать внимание на многообразие словоформ. Уместно здесь так
же рассмотрение такого раздела, как фразеология (фразеологические обороты). В
конечном итоге, всё это позволяет детям активно развивать свою речь, с интересом
изучать грамматический строй речи.
5. Подготовка руки к письму проводится как заключительная часть занятия, либо как
самостоятельное отдельное занятие. В группе всегда имеются в открытом для детей
доступе раскраски, рисунки для штриховки, трафареты, рабочие тетради для обведения
рисунков по точкам, поэтому подготовка руки к письму проводится практически
ежедневно и незаметно для детей, т.к. они занимаются в это время своим любимым делом:
рисуют, обводят, штрихуют. Данный вид деятельности очень нравится детям. Поэтому я
стараюсь поддерживать у детей этот интерес наличием большой базы всевозможных
интересных раскрасок, трафаретов, рабочих тетрадей и т.д.
Обязательным условием проведения любого занятия является проведение
динамических пауз.
1.4. Поэтапное содержание программы.

Не смешивать понятия звук и буква.
Звук – слышим, произносим
Букву – видим, пишем.
Артикуляция гласных звуков.
Гласные буквы А О У Ы Э – всегда
обозначают твёрдость согласных
Гласные буквы Я Ё Ю И Е – всегда
обозначают мягкость согласных.
Е Ё Ю Я –гласные буквы.
Называем букву и слышим два звука

Сколько в слове гласных букв (звуков),
столько и слогов (частей).
Признаки гласных звуков:
1. Произносятся голосом, напевно.
2. При произнесении гласных воздух,
выходящий изо рта не встречает
преграды.
3. Гласные образуют слог.
7

Артикуляция согласных звуков.
Согласные звуки бывают
мягкие, звонкие - глухие.

твёрдые

Признаки согласных:
1. Произносятся с шумом, отрывисто
2. При произнесении согласных звуков
воздух, выходящий изо рта встречает
преграды в виде языка, зубов, губ.
3. Согласные звуки не образуют слог.
4. Согласный звук может быть твёрдым
и мягким, звонким или глухим.
ЧА, ЩА пиши с буквой А

Звуки [Ш] [Ж] [Ц] –всегда твёрдые,
а звуки [Ч’] [Й’] [Щ’] –всегда мягкие.

ЧУ. ЩУ пиши с буквой У
ЖИ, ШИ - пиши c буквой И

Всегда звонкие согласные звуки

Парные глухие и звонкие звуки

М, Н, Л, Р, Й.

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-С, З-С.

Всегда глухие согласные звуки Х, Ц, Ч,
Щ.
Чтение по слоговым таблицам.

В основе обучения чтения лежит звук, а не
буква. Послоговое
чтение. Слоговые
таблицы
Деление слова на слоги. Ударение.
Схемы деления слова на слоги. Ударный,
безударный слог.
Слог, слово. Фонетический разбор слова Полный звуко-буквенный разбор слова.
(звуко-буквенный разбор).
Звуковые схемы слова (2 вида схем).
Предложение. Синтаксис.
Первое слово в предложении пишется с
Пунктационное
и
интонационное большой буквы. В конце предложения
оформление
предложения.
Схемы ставится точка, восклицательный знак или
предложения
вопросительный.
Имена и фамилии людей, клички
животных. Названия городов, населённых
пунктов, рек, улиц пишутся с большой
(заглавной) буквы
Подготовка руки к письму.
Развитие мелкой моторики руки.

Раскраски,
рисунки
для
штриховки,
трафареты, рабочие тетради для обведения
рисунков по точкам, письмо печатных букв.
Графические диктанты. Пальчиковые игры.
Много. Мало.
Единственное и множественное число.
Он. Она. Оно. Какого рода данный Род имен существительных.
предмет?
Слова, употребляемые вместо имени.
Местоимения.
Слова, обозначающие действие предмета Умение правильно задавать вопрос к
и отвечающие на вопросы: Что делает? данному слову, обосновывать свой ответ.
8

Что сделает?
Слова – помощники. Предлоги.
Слова, обозначающие признаки предметов
и отвечающие на вопросы: какой? какая?
какое?
Графические диктанты.
Штриховки.
Обведение рисунка по контуру.
Работа с трафаретами.
Раскраски для девочек и мальчиков..
Повтори рисунок по образцу.
Фразеологические обороты. Пословицы и
поговорки в речи.
Ребусы и кроссворды.

Употребление предлогов в речи.
Умение правильно задавать вопрос к
данному слову, обосновывать свой ответ.
Подготовка руки к письму.
Подготовка руки к письму
Подготовка руки к письму
Подготовка руки к письму.
Подготовка руки к письму
Подготовка руки к письму
Обогащение словарного запаса. Развитие
внимания и памяти.
Обогащение словарного запаса. Развитие
внимания и памяти.

Основные задачи

Виды работ и упражнений

1
Совершенствование
пространственных
ориентировок

2
3
Графические
диктанты,
«Закончи В течение всего года
узор», «Дорисуй по точкам», «Повтори
рисунок»,
«Нарисуй
дорожку»,
«Поставь точки и чёрточки в фигурки
по образцу», «Составь рисунок по
сюжету рассказа».

Развитие
конструктивного
праксиса.
Формирование
буквенного
гнозиса

Время проведения

Моделирование букв из палочек, лепка В течение всего года
букв из пластилина, вырезание по
контуру, письмо буквы по опорным
точкам. раскрашивание букв.
Работа с разрезной азбукой.
Игры: «Сложи букву»
«Смастери букву»
«Напиши букву»
«Допиши букву»
«Обведи букву»
«Узнай букву»
«Почини буквы»
«Азбука»-интерактивная
развивающая игра
Развитие тактильных Дермалексия (узнай какую букву В течение учебного
ощущений,
ручной «написали» на спине, руке, в воздухе года
умелости
рукой ребёнка)
Игра «Чудесный мешочек»
(узнавание букв на ощупь).
Комплекс упражнений по массажу рук.
Пальчиковые игры.
Применение моделей Модели артикуляции
В течение всего года
9

артикуляции
звуков

Гласные звуки – [А] [У] [О] [Ы] [И] [Э]
и
[йэ] [йа] [йо] [йу] (Е Я Ё Ю- буквы)
Согласные звуки - [М] [М’] [Н] Н’]
[C] [С’] [Т] [Т’] [К] [К’] [Л] [Л’] [Р]
[Р’]
[В] [В’] [Ш] [П] [П’] [З] [З’] [Б] [Б’] [Д]
[Д’]
[Г] [Г’] [Ч’] [Ж] [Х] [Х’] [Й’] [Ц] [Щ’]
[Ф][Ф’]
[Ь] [Ъ]
Развитие
-На каждый звук символ звука. В течение всего года
фонематического
Повторение слоговых цепочек. слуха. Фонетическая Чистоговорки.
гимнастика
Использование
графических
обозначений звуков.
Определение места звука в слове.
Перечисление всех звуков по порядку.
Определение количества звуков в
слове.
Игры «Поймай звук»
«Угадай, где звук»
«Закончи слово»
«Доскажи словечко»
-Предметные
картинки,
схемы
звукобуквенного анализа слов.
-Раздаточный материал на определение
места звука в слове.
-Раздаточный
материал
на
звукобуквенный анализ слов.
-Раздаточный материал на составление
схем предложений.
-Делим слова на слоги.
-Звуки, буквы в слове.
-Символы моделей артикуляции звуков.
-Игра «Красный, синий, зелёный»
Формирование
навыков чтения

-Чтение слоговых таблиц.
В течение всего года
-Таблицы для чтения из пособия
«Формируем
навык
чтения»
С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц.
-Чтение по тетради Е.Ф Бортниковой из
серии Готовимся к школе «Развиваем
навык чтения» 4-6 лет.
-Собери слово (из разрезных картинок).
-Игра «Собери слово» (из слогов).
-Чудесный мешочек
-Игра «Узнай букву, назови слово».
-Настольная игра «Учимся читать».
-Настольная игра «Составь слово».
-Настольная игра «Мои первые буквы»
10

-Интерактивная игра «Азбука» .
-Магнитная доска «Читаем слоги».
-Читаем сами. Тексты.
-Разрезные буквы алфавита
-Карточки «Учим печатные буквы».
Игры: «Составь слово»
«Учимся читать»
1.5. Программа рассчитана на старшую возрастную группу (первый год обучения) и на
подготовительную (второй год обучения).
1.6. Программа рассчитана на 2 года. Количество занятий в год: 64 занятия по 30 минут
(32 часа); по 2 занятия в неделю. Занятия будут проводиться по подгруппам 12-15 человек.
1.7. Предполагаемые результаты к концу первого года обучения:
 Ребёнок должен знать термины (звук, буква, слог, слово, предложение, ударение,
звуковая схема)
 Уметь различать понятия «звук» и «буква»
 Уметь определять количество звуков/ букв в словах.
 Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схемы
звукового анализа слова, интонационное выделение звуков в слове);
 Определять место заданных звуков в словах;
 Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
 Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
 Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
 Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
 Уметь печатать и читать буквы, слоги, слова.
 Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;
 Уметь составлять схемы предложений.
Предполагаемые результаты к концу второго года обучения:
 Уметь печатать и читать буквы, слоги, слова, предложения. Уметь записать
печатные слова под диктовку.
 Уметь читать несложные тексты. Понимать и пересказывать прочитанное.
 Уметь приводить примеры разных частей речи без их названия. (слова
обозначающие предметы, действия, слова употребляемые вместо имён).
 Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения
мыслей.
 Уметь правильно и уверенно держать в руках карандаш. Четко обводить рисунок
по контуру.
 Ориентироваться в тетради, писать графические диктанты в тетради в клетку.
Результативность обучения будет проверяться опросами и тестами. Формами
подведения итогов станут праздничные итоговые занятия, видео и фото отчёты, конкурсы
и соревнования по подгруппам, выставки проверочных работ для родителей.

11

II. Календарный план по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
( 1 год обучения по 2 занятия в неделю).
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Временные сроки Содержание и задачи занятия
кол-во
занятий

1

Звуки вокруг нас.
Веселый язычок.

2

Звук [а] и буква «А»

3

Звук [у] и буква «У»

4

Звук [о] и буква «О»

5

Звук [ы] и буква «Ы»

мин.

Сентябрь 30 мин Знакомство с многообразием
1
звуков окружающих нас.
Общая
характеристика
гласных
звуков.
Не
смешивать понятия: звук и
буква.
Звук
слышим,
произносим. Букву видим,
пишем.
Сентябрь 30 мин Выделение звука [A] из
1
звукового ряда, в слоге, в
слове в разных позициях.
Артикуляция
звука
[A].
Знакомство с буквой «А».
Сентябрь 30 мин Выделение звука [У] из
1
звукового ряда, в слоге, в
слове в разных позициях.
Артикуляция
звука
[У].
Знакомство
с
буквой
«У».Закрепление
понятия
«гласные
звуки».Чтение
слогов «УА» «АУ»
Сентябрь 30 мин Выделение звука [О] из
1
звукового ряда, в слоге, в
слове в разных позициях.
Артикуляция
звука
[О].
Знакомство
с
буквой
«О».Закрепление
понятия
«гласные
звуки».Чем
отличаются буквы и звуки.
Признаки гласных звуков:
1.
Произносятся голосом,
напевно
2.
При
произнесении
гласных воздух, выходящий
изо рта не встречает преград
Гласные образуют слог
Сентябрь 30 мин Выделение звука [Ы] из
1
звукового ряда, в слоге, в
слове в разных позициях.
Артикуляция
звука
[Ы].
Знакомство
с
буквой
«Ы».Закрепление
понятия
12

6

Звук [и] и буква «И»

7

Звук [э] и буква «Э»

8

Звуки [м] и [м’], буква «М».
Согласные звуки.

9

Звуки [н] и [н’], буква «Н»

«гласные
звуки».
Чем
отличаются буквы и звуки.
Сентябрь 30 мин Выделение звука [И] из
1
звукового ряда, в слоге, в
слове в разных позициях.
Артикуляция
звука
[И].
Знакомство
с
буквой
«И».Закрепление
понятия
«гласные
звуки».
Чем
отличаются буквы и звуки.
Сентябрь 30 мин Выделение звука [Э] из
1
звукового ряда, в слоге, в
слове в разных позициях.
Артикуляция
звука
[Э].
Знакомство
с
буквой
«Э».Закрепление
понятия
«гласные
звуки».
Чем
отличаются буквы и звуки.
Сентябрь 30 мин Знакомство с согласными
1
звуками [м] и [м’], буквой
«М». . Твёрдые и мягкие
звуки. Знакомство с со
слоговыми
таблицами.
Чтение слогов МА МУ МО
МЫ МИ МЭ. Чтение слов
МАМА, МАМЫ, МАМУ,
МЫ,МИМО.
Закрепление
понятия «гласные звуки».
Сколько в слове гласных букв
(звуков),столько и слогов.
Октябрь 30 мин Знакомство с согласными
1
звуками [н] и [н’], буквой
«Н». Признаки согласных:
1.
Произносятся
с
шумом, отрывисто
2.
При
произнесении
согласных звуков воздух,
выходящий изо рта встречает
преграды в виде языка, зубов,
губ
3.
Согласные звуки не
образуют слог
4.
Согласный звук может
быть твёрдым и мягким,
звонким и глухим
. Твёрдые и мягкие звуки.
Чтение
по
слоговым
таблицам. Чтение слогов НА
НУ НО НЫ НИ. Чтение слов:
Анна, Инна, Нина, мины.
Имена и фамилии людей,
13

клички животных, названия
городов, населённых пунктов,
рек, улиц пишутся с большой
(заглавной) буквы
10

Звуки [с] и [с’], буква «С»

Октябрь
1

30 мин Знакомство с согласными
звуками [с] и [с’], буквой «С».
. Твёрдые и мягкие звуки.
Чтение
по
слоговым
таблицам. Чтение слогов СА
СУ СО СЫ СИ СЭ. Чтение
слов: САМА, УСЫ, СЫН,
СОН. Сима, СОМ.
Гласные А У О Ы Э
всегда обозначают твёрдость
согласных.Гласный
И
–
мягкость согласных.

11

Звуки [т] и [т’], буква «Т»

Октябрь
1

30 мин Знакомство с согласными
звуками [т] и [т’], буквой «Т».
. Твёрдые и мягкие звуки.
Чтение
по
слоговым
таблицам. Чтение слогов ТА
ТУ ТО ТЫ ТИ. Чтение слов:
Ната, СИТО, СОТЫ, ТОТ,
ТУТ, НИТИ.

12

Звуки [к] и [к’], буква «К»

Октябрь
1

30 мин Знакомство с согласными
звуками [к] и [к’], буквой
«К». . Твёрдые и мягкие
звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов КА
КУ КО КЫ КИ. Чтение слов:
САМА, УСЫ, СЫН, СОН.
Сима, СОМ. Знакомство с
понятием
«предложение».
Первое слово в предложении
пишется
с
заглавной
(большой) буквы. В конце
предложения ставится точка.

13

Звуки [л] и [л’], буква «Л»

Октябрь
1

30 мин Знакомство с согласными
звуками [л] и [л’], буквой
«Л». . Твёрдые и мягкие
звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов СА
СУ СО СЫ СИ СЭ. Чтение
слов: КАСКА, КУСТ,КОТИК,
СУМКА, НОСКИ,МИСКА..

14

14

Звуки [р] и [р’], буква «Р»

Октябрь
1

30 мин Знакомство с согласными
звуками [р] и [р’], буквой «Р».
. Твёрдые и мягкие звуки.
Чтение
по
слоговым
таблицам. Чтение слогов ЛА
ЛУ ЛО ЛЫ ЛИ. Чтение слов:
ЛАСТИК, ЛИСА, ЛИСТ,
ЛОСКУТ, СТОЛИК, СТОЛ.

15

Звуки [в] и [в’], буква «В»

Октябрь
1

30 мин Знакомство с согласными
звуками [в] и [в’], буквой
«В». . Твёрдые и мягкие
звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов ВА
ВУ ВО ВЫ ВИ. Чтение слов:
ИВА,
СОВА,
СЛИВА,
ТРАВА, КИВИ, Вика.

16

Звуки [ш] буква «Ш»

Октябрь
1

30 мин Знакомство
с
согласным
звуком [ш] буквой «Ш». .
Всегда твёрдые звуки.. Чтение
по слоговым таблицам. Чтение
слогов ША ШУ ШО ШИ.
Чтение слов: ШАРЫ, Маша,
Саша, Наташа, МАЛЫШИ,
КРЫШИ,
МЫШИ.
Звуки
(буквы)
Ш Ж Ц –всегда
твёрдые. ЖИ и ШИ –пиши с
буквой И

17

Звуки [п] и [п’], буква «П»

Ноябрь
1

30 мин Знакомство с согласными
звуками [п] и [п’], буквой
«П». . Твёрдые и мягкие
звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов ПА
ПУ ПО ПЫ ПИ, ПЭ. Чтение
слов: ПАПА, ПАРК, ПУСК,
ПЫШКА,
КУПАЛИ,
ТОПАЛИ, КОПАЛИ, Полина,
Паша.

18

Звуки [ЙЭ] буква «Е»
Е Ё Ю Я –гласные буквы.
Называем букву и слышим два
звука

Ноябрь
1

30 мин Знакомство
с
гласными
йотированными
звуками
звуками [йэ] и буквой
«Е».Чтение по слоговым
таблицам. Чтение открытых и
закрытых слогов со звуком
[йэ]. Чтение слов: ЕМ, МЕЛ,
РЕКА, РЕПА, ЛАЕТ, МОЕТ,
ЛЕС, ПЕСНИ,

Гласные буквы Я Ё Ю И Е –
всегда
обозначают мягкость
согласных

15

19

20

Звуки [з] и [з’], буква «З»

Звуки [б] и [б’], буква «Б»

Ноябрь
1

30 мин

Ноябрь
1

30 мин

Знакомство с согласными
звуками [з] и [з’], буквой «З».
. Твёрдые и мягкие звуки.
Чтение
по
слоговым
таблицам. Чтение слогов ЗА
ЗУ ЗО ЗЫ ЗИ. Чтение слов:
КОЗА,
Зина,
РОЗА,
КОРЗИНА,ВАЗЫ, РЕЗИНА,
Зоя, ЗЕРКАЛО.
Знакомство с согласными
звуками [б] и [б’], буквой
«Б». . Твёрдые и мягкие
звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов БА
БУ БО БЫ БИ. Чтение слов:
БАЛКОН,БУЛКИ,
БЕЛКА,
БУКЕТ, Борис.

21

Звуки [д] и [д’], буква «Д»

Ноябрь
1

30 мин Знакомство с согласными
звуками [д] и [д’], буквой
«Д». . Твёрдые и мягкие
звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов ДА
ДУ ДО ДЫ ДИ . Чтение слов:
ДИВО, Денис, ДЕДУШКА,
ДИВАН,
ПОДАРОК,
ЛОШАДКА.

22

Звуки [г] и [г’], буква «Г»

Ноябрь
1

30 мин Знакомство с согласными
звуками [г] и [г’], буквой «Г».
. Твёрдые и мягкие звуки.
Чтение
по
слоговым
таблицам. Чтение слогов ГА
ГУ ГО ГЫ ГИ. Чтение слов:
ГЕРОИ,
Гена,
РОГА,
ГРЕБЕШОК,

Ноябрь
1

30 мин Знакомство
с
гласными
йотированными
звуками
звуками [йа] и буквой
«Я».Чтение по слоговым
таблицам. Чтение открытых и
закрытых слогов со звуком
[йа]. Чтение слов: ЯМА, Валя,
Коля, ЗЯБЛИК, КРАСНАЯ,
РЯД.

Ноябрь

30 мин Знакомство
с согласным
звуком [ч’] буквой «Ч».

23

Звуки [йа] буква «Я»
Е Ё Ю Я –гласные буквы.
Называем букву и слышим два
звука
Гласные буквы Я Ё Ю И Е –
всегда
обозначают мягкость
согласных

24

Звук [ч’], буква «Ч».

16

ЧА, ЩА пиши через А
ЧУ. ЩУ пиши через У

25

26

27

Звук [ж] и буква «Ж»

Декабрь
1

Звуки [йо] буква «Ё»
Декабрь
Е Ё Ю Я –гласные буквы.
1
Называем букву и слышим два
звука
Гласные буквы Я Ё Ю И Е –
всегда
обозначают мягкость
согласных
Звуки [х] и [х’], буква «Х»
Декабрь
1

28

Звук [й’], буква «Й».

Декабрь
1

29

Звуки [йу] буква «Ю»
Декабрь
Е Ё Ю Я –гласные буквы.
1
Называем букву и слышим два
звука
17

Всегда мягкие звуки. Чтение
по
слоговым
таблицам.
Чтение слогов ЧА ЧУ ЧО
ЧИ. Чтение слов: ЧИСТОТА,
ВЕЧЕР,
УЧИЛИ.
Звуки
(буквы) Ш Ж Ц –всегда
твёрдые, а звуки (буквы) Ч Й
Щ –всегда мягкие.
30 мин Знакомство
с согласным
звуком [ж] буквой «Ж».
Всегда твёрдые звуки. Чтение
по
слоговым
таблицам.
Чтение слогов ЖА ЖУ ЖО
ЖИ. Чтение слов: УЖИ,
ЕЖИ, ЖЕВАЛ, ПОЖЕЛАЛ,
ЖАБА, ЛУЖА. Звуки (буквы)
Ш Ж Ц –всегда твёрдые. ЖИ
и ШИ –пиши с буквой И
30 мин Знакомство
с
гласными
йотированными
звуками
звуками [йо] и буквой
«Ё».Чтение по слоговым
таблицам. Чтение открытых и
закрытых слогов со звуком
[йо]. Чтение слов: ВЁЗ, ШЁЛ,
ЧЁРНОЕ, Пётр, ЁЖИК.
30 мин Знакомство с согласными
звуками [х] и [х’], буквой
«Х». . Твёрдые и мягкие
звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов ХА
ХУ ХО ХЫ ХИ. Чтение слов:
СМЕХ, СТИХИ, ХВОСТ,
ЧЕПУХА, ХОРОШО, УХА.
30 мин Знакомство
с согласным
звукjм [й’] буквой «Й». .
Всегда мягкие звуки. Чтение
по
слоговым
таблицам.
Чтение слогов Чтение слов:
ЗМЕЙ, СИНИЙ, СТРОЙКА,
ТВОЙ.. Звуки (буквы) Ш Ж
Ц –всегда твёрдые, а звуки
(буквы) Ч
Й Щ –всегда
мягкие.
30 мин Знакомство
с
гласными
йотированными
звуками
звуками [йу] и буквой
«Ю».Чтение по слоговым
таблицам. Чтение открытых и

Гласные буквы Я Ё Ю И Е –
всегда
обозначают мягкость
согласных

закрытых слогов со звуком
[йу]. Чтение слов: СЮДА,
Люба, ПЮРЕ, БЮРО, ЮБКА,
Юля.

30

Звуки [ц] и буква «Ц»

Декабрь
1

30 мин Знакомство
с согласным
звуком [ц] буквой «Ц». .
Всегда твёрдые звуки.Чтение
по
слоговым
таблицам.
Чтение слогов ЦА ЦУ ЦО
ЦЫ
ЦИ. Чтение слов:
КУРИЦА,
ЦИКЛОП,
ЦЫПЛЁНОК, ЦЕПИ. Звуки
(буквы) Ш Ж Ц –всегда
твёрдые.

31

Звук [щ’], буква «Щ»
ЧА, ЩА пиши через А

Декабрь
1

30 мин Знакомство
с согласным
звуком [щ’] буквой «Щ». .
Всегда мягкие звуки. Чтение
по
слоговым
таблицам.
Чтение слогов ЩА ЩУ ЩО
ЩИ. Чтение слов: ЩЁТКА,
ВЕЩИ, ЩУКА, ИЩУ. Звуки
(буквы) Ш Ж Ц –всегда
твёрдые, а звуки (буквы) Ч Й
Щ –всегда мягкие.
30 мин Знакомство с согласными
звуками [ф] и [ф’], буквой
«Ф». . Твёрдые и мягкие
звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов ФА
ФУ ФО ФЫ ФИ. Чтение слов:
КОФЕ, КОНФЕТЫ, Федя,
ФУФАЙКА, ФИЛИН.

ЧУ. ЩУ пиши через У

32

Звуки [ф] и [ф’], буква «Ф»

Декабрь
1

33

Звук [э] и буква «Э»

Январь
1

34

Буква «ь» не имеет звука,
служит для смягчения
согласных звуков, либо как
мягкий разделительный знак
Буква «ъ» не имеет звука,
служит как твёрдый
разделительный знак
Парные глухие и звонкие
звуки
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-С, З-С.

Январь
1

30 мин Чтение слов: ЭТОТ, ЭТАЖ,
ЭСКИМО,
ЭЛЕКТРИК,
ЭПОХА.
30 мин Чтение слов: СЕМЬ, СЕМЬЯ,
КОЛЬЯ, Коля, ВАРЕНЬЕ.

Январь
1

30 мин Чтение слов: СЕЛА, СЪЕЛА,
ОБЪЯВЛЕНИЕ, ОБЪЕЗД.

Январь
1

30 мин Глухие - звонкие согласные
звуки. Парные глухие и
звонкие согласные.
Чтение текстов.

Всегда звонкие согласные
звуки

Январь
1

30 мин Игры
на
запоминание
звонких согласных звуков.

35

36

37

18

М, Н, Л, Р, Й
Всегда глухие согласные
звуки
Х, Ц, Ч, Щ.
Фонетический разбор слов.
Чтение коротких текстов.

Январь
1

30 мин Игры на запоминание глухих
согласных звуков.

Февраль
1

40

Фонетический разбор слов.
Чтение коротких текстов.

Февраль
1

41

Согласование слов в
предложении.
(много – мало).
Согласование слов в
предложении.
(Он. Она. Оно.)
Фонетический разбор слов.
Печатание слов.
Чтение текстов.

Февраль
1

30 мин Фонетический разбор слов, у
которых
не
совпадает
количество букв и звуков.
30 мин Фонетический разбор слов, у
которых
не
совпадает
количество букв и звуков.
30 мин Единственное
и
множественное число имён
существительных.
30 мин Существительные женского,
мужского и среднего рода.

38

39

42

43

Февраль
1
Февраль
1

44

Разгадывание ребусов. Чтение Февраль
пословиц и поговорок.
1

45

Фонетический разбор слов.
Звуковые схемы слов. Чтение
текстов.

Февраль
1

46

Графический диктант.
. Чтение текстов.

Февраль
1

47

Графические
Чтение текстов.

диктанты,

Март
1

30 мин Фонетический разбор слов, у
которых
не
совпадает
количество букв и звуков.
Печатание слов в тетрадях.
30 мин Составление и разгадывание
ребусов. Чтение пословиц и
поговорок.
30 мин Фонетический разбор слов, у
которых
не
совпадает
количество букв и звуков.
Звуковые схемы слов.
30 мин «Нарисуй
дорожку»,
«Поставь точки и чёрточки в
фигурки
по
образцу»,
«Составь рисунок по сюжету
рассказа».
30 мин «Закончи узор», «Дорисуй по
точкам», «Повтори рисунок».

48

Чтение текста по цепочке.
Индивидуально. Групповое
чтение (хором).

Март
1

49

Индивидуальное чтение
текстов на скорость.
Звуко - буквенный анализ
слов. Чтение текстов.

Март
1
Март
1

Чтение текстов. Слова
похожие по смыслу
(синонимы).
Чтение текстов. Слова
противоположные по смыслу
(антонимы)

Март
1

30 мин Разные
виды
чтения.
Проверка умения детьми
следить за чтением других
детей.
30 мин Проверка скорости чтения
детей.
30 мин Фонетический разбор слов, у
которых
не
совпадает
количество букв и звуков.
Звуковые схемы слов.
30 мин Игры с синонимами.
Чтение слов.

Март
1

30 мин Игры с антонимами.
Чтение слов.

50

51

52

19

Чтение текстов.
Придумывание сказок по
технологии ТРИЗ.
Чтение текстов.
Придумывание сказок по
технологии ТРИЗ..
Чтение текстов. Пересказ.
Ответы на вопросы.
Чтение текстов. Пересказ по
мнемотаблицам. Письмо.
Чтение текстов.
Интонационное оформление
вопросительных и
восклицательных
предложений.
Чтение текстов. Повторение:
Структура предложения.
Схемы к предложениям.

Апрель
1

30 мин Игра « Придумай сказку по
заданным героям»

Апрель
1

30 мин Игра « Придумай сказку по
заданным героям»

Апрель
1
Апрель
1
Апрель
1

30 мин Пересказ. О чём ты прочитал?
Ответь на вопросы.
30 мин Пересказ по мнемотаблицам.
Письмо.
30 мин Наша интонация. Что зависит
от интонации, с которой мы
передаем
в
речи
информацию?

Апрель
1

Чтение текстов. Повторение:
Ударение. Деление слова на
слоги. Письмо.
Чтение текстов. Повторение
мягкости- твёрдости
согласных.

Апрель
1

30 мин Структура
предложения.Схемы
к
предложениям.
Составить
схему
к
заданному
предложению.
Придумать
предложение по заданной
схеме.
30 мин Ударение. Деление слова на
слоги. Письмо.

61

Чтение текстов. Повторение
всегда звонких звуков.

Май
1

62

Чтение текстов. Повторение
всегда глухих звуков.
Чтение текстов. Повторение
глухих- звонких парных
звуков.
Итоговое праздничное занятие
«Путешествие по Букворгаду»
итого

Май
1
Май

53

54

55
56
57

58

59

60

63

64

Апрель
1

Май
1
64
занятия

20

30 мин Признаки согласных:
Произносятся
с
шумом,
отрывисто
При произнесении согласных
звуков воздух, выходящий
изо рта встречает преграды в
виде языка, зубов, губ
Согласные звуки не образуют
слог
Согласный звук может быть
твёрдым и мягким, звонким и
глухим
30 мин Всегда звонкие согласные
звуки
М, Н, Л, Р, Й
30 мин Всегда глухие согласные
звуки Х, Ц, Ч, Щ.
30 мин Парные глухие и звонкие
звуки Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т,
Ж-С, З-С.
30 мин Обобщение знаний за первый
год обучения.
32 часа

Календарный план по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
( 2 год обучения по 2 занятия в неделю).
№
Наименование
п/п
разделов и тем
Временные сроки Содержание и задачи занятия
кол-во
занятий

мин.
30 Повторение о многообразии
мин звуков
окружающих
нас.
Общая характеристика гласных
звуков. Не смешивать понятия:
звук и буква. Звук слышим,
произносим. Букву видим,
пишем.
30 Выделение гласных звуков из
мин звукового ряда, в слоге, в слове
в
разных
позициях.
Артикуляция данных звуков.
Повторение признаков гласных
звуков. Чем отличаются буквы
и звуки.
Гласные А У О Ы Э
всегда обозначают твёрдость
согласных. Гласный И –
мягкость согласных.

1

Повторение. Звуки вокруг нас.
Веселый язычок.

Сентябрь
1

2

Звуки [а] [у] [о] [ы] [и] [э] и
буквы «А» «У» «Ы» «И» «О»
«Э»
Чтение текстов.

Сентябрь
1

3

Гласные звуки. Повторение
.Фонетический разбор слов.
Чтение текстов.

Сентябрь
1

4

Деление слова на слоги.
Ударение. Ударный слог.
Повторение.
Чтение текстов.
Йотированные гласные.
Чтение слов с йотированными
гласными.
Чтение текстов.

Сентябрь
1

5

Сентябрь
1

21

30 Закрепление понятия «гласные
мин звуки». Чем отличаются буквы
и звуки. Признаки гласных
звуков:
1.
Произносятся голосом,
напевно
2.
При
произнесении
гласных воздух, выходящий
изо рта не встречает преград
3.
Гласные образуют слог
Гласные образуют слог.
30 Слоговые
схемы
слова.
мин Выделение ударного слога.
Сколько в слове гласных букв
(звуков),столько и слогов.
30 Повторение
йотированных
мин гласных звуков. Чтение по
слоговым таблицам. Чтение
открытых и закрытых слогов со
звуком. Е Ё Ю Я –гласные
буквы. Называем букву и
слышим два звука
Гласные буквы Я Ё Ю И Е –
всегда

обозначают
согласных
6

Повторение согласных звуков.
Твёрдые - мягкие согласные
звуки.
Чтение коротких текстов.

Сентябрь
1

7

Всегда твёрдые звуки.
Чтение коротких текстов.
Всегда мягкие звуки.
Чтение коротких текстов.

Сентябрь
1
Сентябрь
1

8

мягкость

30 Признаки согласных:
мин
1.
Произносятся с шумом,
отрывисто
2.
При
произнесении
согласных
звуков
воздух,
выходящий изо рта встречает
преграды в виде языка, зубов,
губ
3.
Согласные
звуки
не
образуют слог
4.
Согласный звук может
быть твёрдым и мягким,
звонким и глухим
. Твёрдые и мягкие звуки.
Чтение по слоговым таблицам
30 Ш Ж Ц –всегда твёрдые.
мин ЖИ и ШИ –пиши с буквой И
30
мин Ч Й Щ –всегда мягкие.
ЧА, ЩА пиши через А

9

10

11
12

13

ЧУ. ЩУ пиши через У
30 Фонетический разбор слов,
мин содержащих «ъ» или «ь».
Чтение коротких текстов.

Буквы «ь» и «ъ» не имеют
звука. «ь» служит для
смягчения согласных звуков,
либо как мягкий
разделительный знак.
«ъ» служит как твёрдый
разделительный знак.
Чтение текстов.
Глухие - звонкие согласные
звуки. Парные глухие и
звонкие согласные.
Чтение текстов.

Октябрь
1

Октябрь
1

30
мин Парные глухие и звонкие звуки
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-С, З-С.

Всегда глухие согласные.
Чтение текстов.
Всегда звонкие согласные.
Чтение текстов.

Октябрь
1
Октябрь
1

30 Всегда глухие звуки
мин
Х, Ц, Ч, Щ.
30 Всегда звонкие звуки
мин М, Н, Л, Р, Й

Повторение. Всё о
предложении.
Схемы предложения.

Октябрь
1

30 Повторение
понятия
мин «предложение». Первое слово в
предложении
пишется
с
заглавной (большой) буквы. В
конце предложения ставится
точка.
Имена и фамилии людей,
клички животных, названия

Чтение коротких текстов.
Пересказ.

22

городов, населённых пунктов,
рек, улиц пишутся с большой
(заглавной) буквы
14

Разгадывание ребусов. Чтение
пословиц и поговорок.

Октябрь
1

15

Разгадывание ребусов. Чтение
и разгадывание загадок.

Октябрь
1

30 Знакомство
с
историей
мин возникновения Пословиц и
поговорок. Как разгадываются
ребусы.
30 Кто больше знает загадок по
мин темам.

16

Чтение текстов.
Слова похожие по смыслу
(синонимы).
Чтение текстов.
Слова противоположные по
смыслу (антонимы)
Знакомство с простейшими
кроссвордами.
Решение кроссвордов. Чтение
текстов.

Октябрь
1

30 Игры со словами синонимами
мин

Ноябрь
1

30 Игры со словами антонимами.
мин

Ноябрь
1

30 Показ.
Разгадывание
мин кроссворда с детьми. Работа
группами.

Согласование слов в
предложении.
Много – мало.
Он. Она. Оно.
Знакомство с понятием живой
и неживой природы. Слова
отвечающие на вопросы
«кто?» и «что?». Чтение
слов.
Закрепление знаний о
существительных. Игры со
словами. Чтение слов.
Чтение текста. Нахождение в
тексте слов, отвечающих на
вопросы «кто?» и «что?».

Ноябрь
1

30
мин

Ноябрь
1

30
мин

Знакомство со словами ,
употребляемыми вместо имён(
местоимениями).Чтение слов.
Закрепление знаний о
местоимениях. Чтение слов.

Ноябрь
1

Чтение текста. Нахождение в
тексте слов, употреблённых
вместо имени.

Декабрь
1

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Единственное и множественное
число имён существительных.
Мужской, женский, средний
род существительных.
Игры
со
словами
существительными. Игра «Кто?
Что?»

Ноябрь
1

30
мин

Ноябрь
1

30 Чтение текста. Нахождение в
мин тексте слов, отвечающих на
вопросы «кто?» и «что?».Имена
.Фамилии.
Географические
названия. И т.д.
30 На какие вопросы отвечают эти
мин слова?. Зачем нам нужны эти
слова?
30 Задай, подбери сам вопрос к
мин слову. Красивая была бы речь,
если бы не было местоимений:
повторения .
30 Чтение текста нахождение в
мин нём местоимений.
Игры.
Замени
слова
(существительные)
местоимениями.

Ноябрь

23

Задай, подбери сам вопрос к
слову.

Знакомство со словами
обозначающими действие. Что
мы делаем? (глаголы).Чтение
слов.
Закрепление знаний о
глаголах.
Чтение текстов.
Чтение текста. Нахождение в
тексте слов, обозначающих
действие

Декабрь
1

30 Игры со словами
мин (глаголами).

Декабрь
1

30 Задай, подбери сам вопрос к
мин слову.

Декабрь
1

30 Чтение текста нахождение в
мин нём глаголов. Звуковые схемы
слов.

Знакомство со словамипомощниками. Предлоги.
Чтение слов.
Составление ребусов со
«спрятанными» предлогами.
Чтение слов.

Декабрь
1

30 Чтение текста нахождение в
мин нём предлогов.

Декабрь
1

30 Составление
и
решение
мин ребусов
Звуковые схемы слов.

Слова, засоряющие нашу речь.
Чтение слов.
Слова, украшающие нашу
речь.
Чтение слов.
Слова, украшающие нашу
речь.
Чтение слов.
Слова, украшающие нашу
речь.
Знакомство со словами,
обозначающими признаки
предметов (прилагательные).
Чтение слов.
Закрепление знаний о
прилагательных.
Чтение слов.

Декабрь
1
Декабрь
1

30 Как не нужно разговаривать.
мин Как правильно разговаривать.
30
Слова вежливости.
мин Этическая беседа о добрых,
волшебных словах.
30 Фразеологические обороты.
мин Как
мы
понимаем
высказывание…
30 Задай, подбери сам вопрос к
мин слову. Красивая была бы речь,
если
бы
не
было
прилагательных?.

Чтение текста. Нахождение в
тексте слов, обозначающих
признаки предметов.
Обобщающее занятие по
частям речи.

Январь
1

38

Обобщающее занятие по
частям речи.

Январь
1

39

Обобщающее занятие по
частям речи.

Февраль
1

26

27

28

29

30

31
32

33

34

35

36

37

Январь
1
Январь
1

Январь
1

Январь
1

24

действия

30 Игра
«
Подбери
к
мин слову(существительному)
слова признаки» и наоборот:
«Что может быть колючим?
Стеклянным? Цветным? И т.д.»
30 Нахождение в тексте слов,
мин обозначающих
признаки
предметов.
30 Игра
«угадай, что это за
мин слова?».
Звуковые схемы слов.
30 Чтение текста. Нахождение в
мин тексте слов по определённому
признаку, по вопросу.
30 Какие слова самые нужные?
мин Есть ли слова без которых мы
смогли бы обойтись? (слова
засоряющие нашу речь)

40

Чтение коротких текстов.

41

Чтение коротких текстов.

42

Чтение текстов.

43

Фонетический разбор слов.
Печатание слов. Чтение
текстов.
Графический диктант.
Чтение текстов.
Фонетический разбор слов.
Чтение текстов.
Графический диктант.

44
45
46

Февраль
1
Февраль
1
Февраль
1
Февраль
1

30
мин
30
мин
30
мин
30
мин

Фонетический разбор слов.

Февраль
1
Февраль
1
Февраль
1

30
мин
30
мин
30
мин

«Составь рисунок по сюжету
рассказа».
Звуковые схемы слов.

47

Графические диктанты.
Чтение текстов.

Март
1

48

Чтение текста по цепочке.
Индивидуально. Групповое
чтение (хором).
Индивидуальное чтение
текстов на скорость.

Март
1

50

Звуко-буквенный анализ слов.
Чтение текстов.

Март
1

51

Чтение текстов. Пересказ по
плану. Письмо.
Чтение текстов.
Интонационное оформление
вопросительных и
восклицательных
предложений
Чтение текстов.
Придумывание сказок по
технологии ТРИЗ.
Чтение текстов.
Придумывание сказок по
технологии ТРИЗ.
Чтение текстов. Пересказ.
Ответы на вопросы.
Чтение текстов. Пересказ по
мнемотаблицам. Письмо.
Чтение текстов.
Интонационное оформление
вопросительных и
восклицательных
предложений.

Март
1
Март
1

49

52

53

54

55
56
57

Март
1

Пересказ.
Печатание слов.
Работа в тетрадях.
Звуковые схемы слов.

. «Нарисуй дорожку», «Поставь
точки и чёрточки в фигурки по
образцу».
30 «Закончи узор», «Дорисуй по
мин точкам», «Повтори рисунок».
30 Разные виды чтения. Проверка
мин умения детьми следить за
чтением других детей.
30 Проверка скорости чтения.
мин Проверка
на
понимание
прочитанного.
30 Фонетический разбор слов, у
мин которых
не
совпадает
количество букв и звуков.
30 Пересказ текста по плану.
мин Печатание слов в тетрадях.
30 Наша интонация. Что зависит
мин от интонации, с которой мы
передаем в речи информацию?

Апрель
1

30 Игра « Придумай сказку по
мин заданным героям»

Апрель
1

30 Игра « Придумай сказку по
мин заданным героям»

Апрель
1
Апрель
1
Апрель
1

30
мин
30
мин
30
мин

25

Пересказ. Ответьте на вопросы.
Пересказ по мнемотаблицам.
Печатание слов.
Наша интонация. Что зависит
от интонации, с которой мы
передаем в речи информацию?

58

Чтение текстов. Повторение:
Структура предложения.
Схемы к предложениям.

Апрель
1

59

Чтение текстов. Повторение:
Ударение. Деление на слоги.
Письмо.
Чтение текстов. Повторение
мягкости- твёрдости
согласных.

Апрель
1

61

Чтение текстов. Повторение
всегда звонких звуков.

Май
1

62

Чтение текстов. Повторение
Май
всегда глухих звуков.
1
Чтение текстов. Повторение
Май
глухих- звонких парных
звуков.
Итоговое праздничное занятие
Май
«Путешествие по Сказочной
1
стране Знаний».
итого
64 занятия

60

63

64

Апрель
1

30 Структура
предложения.
мин Схемы
к
предложениям.
Составить схему к заданному
предложению.
Придумать
предложение
по
заданной
схеме.
30 Ударение. Деление слова на
мин слоги. Письмо.
30 Признаки согласных:
мин
1.
Произносятся с шумом,
отрывисто
2.
При
произнесении
согласных
звуков
воздух,
выходящий изо рта встречает
преграды в виде языка, зубов,
губ
3.
Согласные
звуки
не
образуют слог
4.
Согласный звук может быть
твёрдым и мягким, звонким и
глухим
. Твёрдые и мягкие звуки.
Чтение по слоговым таблицам
30 Всегда
звонкие
согласные
мин звуки
М, Н, Л, Р, Й
30 Всегда глухие согласные звуки
мин
Х, Ц, Ч, Щ.
30 Парные глухие и звонкие звуки
мин Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-С, З-С.
30 Обобщение знаний за второй
мин год обучения.
32
часа

III. Методическое обеспечение программы.
1. Предметно-развивающая среда по обучению грамоте.
2. Раздаточный материал:
 Карточки- схемы с обозначением отдельных звуков( гласный, согласный твёрдый,
согласный мягкий).
 Карточки в цвете ( слоговые: твёрдый+гласный , мягкий + гласный; отдельный
гласный, отдельный твёрдый, отдельный мягкий звук).
 Сигнальные карточки – светофоры ( красный- гласный звук, синий – твёрдый
согласный звук, зелёный – мягкий звук).
 Схемы предложений.
 Слоговые схемы с ударением.
 Карточки с печатными словами для индивидуального чтения.
 Раздаточные таблицы для чтения.
26

 Индивидуальные слоговые таблицы.
 Разрезная азбука.
 Тексты для чтения всей группой.
3. Тетради для чтения: Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 21. Развиваем
навыки чтения ( для детей 4-6 лет).-Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016.- 64 с.
4. Раздаточные таблицы. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Формируем навыки чтения.
Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших
дошкольников. Приложение к пособию « Я учусь говорить и читать».-М.: Издательство
Гном, 2016.-32 с.
5.Тетради для индивидуальной работы: Рабочая тетрадь « Звуки и буквы» №1 и №2.
Московской учебной фирмы «Рекорд». Издательство « Валент» , 1994.
6. Демонстрационные таблицы:
 Алфавит.
 Гласные и согласные звуки.
 Твёрдые и мягкие согласные.
 Слоговые таблицы (Последовательность изучения согласных по принципу
наиболее употребляемых в речи по Бортниковой Е.Ф.)
7. Демонстрационный материал:
 Предметные картинки на все группы звуков.
8.Дидактические игры « Слово»:
 Предлоги
 Предложения
 Слова- действия.
 Слова- признаки.
9. Карандаши: простые, красные, синие, зелёные.
10. Аудио сказки про звуки и буквы.
11. Видео уроки по обучению грамоте.
IV. Список литературы.
1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для
обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к
пособию « Я учусь говорить и читать».-М.: Издательство Гном, 2016.-32 с.
2. Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 21. Развиваем навыки чтения ( для детей
4-6 лет).-Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016.- 64 с.
3. Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция её недостатков в детском
саду./- Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.-256 с: ил.- (Педагогам ДОУ).
4. Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду./- Ярославль: ООО «Академия
развития», 2012.-160 с: ил.- (Педагогам ДОУ).
5. Бачурина В.Н. Развивающие игры для дошкольников.- М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2011.176 с.
6. Гришечкина Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие
познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений /
Н. В. Гришечкина, В.А. Козюлина, О.П. Матюшкина; худож. Е.А. Афоничева, Н.В.
Павлычева.-Ярославль, Академия развития, 2009.-192 с.: ил.- (Золотая коллекция игр).
7. Развивающие пальчиковые игры/ сост. М.В. Драко.-2-е изд.-Минск : «Попурри», 2010.144 с. : ил.
8. Новиковская О.А. 350 упражнений для развития речи.- Москва: Издательство АСТ,
2017.-287,[1] c. – ( Академия дошкольного образования).
9. Развивающие игры для детей 2-7 лет. Картотека игр./ авт.-сост. Е.Н.Михина.-Изд.2-е.Волгоград: Учитель.-153 с.
27

10. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чтению:
Программа-конспект.- СПб.: Акцидент, 1997.- 188 с. / (Из опыта педагога).
11. Рабочая тетрадь « Звуки и буквы» №1 и №2. Московской учебной фирмы «Рекорд».
Издательство « Валент» , 1994.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».