Группа №4 "Жемчужинки"- младшая группа( 3-4 года)
Воспитатели:Толстоброва Юлия Николаевна
Характеристики
особенностей развития детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности
детей 3 до 4 лет.
В три года или чуть раньше
любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как
взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого –
характерная черта кризиса трех лет.
Эмоциональное развитие
ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как
любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к
окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости -
сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих
поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения,
которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими
детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным
благополучием характеризуются девочки.
Поскольку в младшем
дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки
ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся
ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к
окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать как
взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. 3–4 - летние дети
усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными
разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть
несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако
при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований
взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что
дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по
правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок,
если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как
правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил
посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием
последующих за таким нарушением санкций взрослого.
В три года ребенок
начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина,
мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего
пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной
принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в
играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других
людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в
реальной жизни, так и наиллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание,
заботу по отношению к детям другого пола.
У нормально развивающегося
3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания –
самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым
платком, расческой,
полотенцем, отправлять
свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник
овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в
туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития
двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является
уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребенка
в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени
бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при
выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать,
дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также
благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию
физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).
Накапливается определенный
запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей
действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно
организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные
эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если
перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он
выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш
способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и
прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов
(палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более
пяти предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать).
В 3 года дети практически
осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском
саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые
пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на
диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под
дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием
речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные
отношения (предлогами и наречиями).
В этом возрасте ребенок
еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с
ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом
реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять.
Представления ребенка
четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с
одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его
непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их
назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых
общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб,
молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах
передвижения (легковая,
грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых
профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (новый год, день своего
рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и
холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать
куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды
(холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни малыш
различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида
птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвертого
года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному.
Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие
длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.
Память трехлеток
непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети
сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти
без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки,
ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не
больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления
запоминаются прочно и надолго.
Мышление 3-летнего ребенка
является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного
действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек,
конструирование по образцу ит. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок
учится соотносить условия целью, что необходимо для любой мыслительной
деятельности.
В три года воображение
только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним
предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек
вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном
возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка -
носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же
функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности
– игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают
первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и
охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой
половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих
по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым
играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение
объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к
конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще
всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает
согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует
речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более
общительны, отдают
предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в
которых задействовано 2-3 подруги.
В 3-4 года ребенок
начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей
игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция
превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать
негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и
внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является
индивидуальное общение.
Главным средством общения
со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника
состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких
ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает
употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со
словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы,
используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об
эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные
предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по
всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный
запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и
услышанного.
В 3-4 года в ситуации
взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и
литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями,
но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых
ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с
удовольствием вместе со взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих
вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и
прочитанный текст. Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая
отдельные слова, фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших
стихотворениях. Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с
освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых
трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной
последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети
преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при
помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом
труде, труде в природе.
Интерес к продуктивной
деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу
работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны,
детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети
могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их
между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации - располагать и
наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты,
составлять узоры из
растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.
Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по
образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей.
Музыкально-художественная
деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие
музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации
«практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.).
Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые
свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и
пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в
звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме).
Начинают проявляться
интерес и избирательность по отношению к различным видам
музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим
движениям).