Рабочая програма планирования обр. деят. с детьми по направлению Музыка

Содержание:

I
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
II
2.1
2.2
2.3
2.4.
III
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Пояснительная записка………………………………………...………………………………………………………………………
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………………………………………….
Цель и задачи программы……………………………………………………………………………………………………………...
Принципы и подходы к формированию программы………………………………………………………………………………..

2
3
3
6

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………….
Значимые для разработки и реализации программы характеристики……………………………………………………………..
Планируемые результаты освоения Программы:……………………………………………………………………………………
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов……………………………………………………………..
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………................................................................................
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы………………………………………………………
Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………………………………………………
Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников, с педагогами и социальными
партнерами………………………………………………………………………………………………………………………………
Программа воспитания…………………………………………………………………………………………………………………
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………………………………
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды………………………………………………….
Материально-техническое обеспечение………………………………………………………………………………………………
Методические материалы и средства обучения и воспитания……………………………………………………………………...
Распорядок и/или режим дня………………………………………………………………………………………………………….
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………………………………………………………………..

6
9
9
14
15
15
16

2

17
18
21
21
22
24
25
26
27

Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»
направление «Музыка» группах общеразвивающей направленности на 2023-2028 учебный год (далее – Рабочая программа) разработана на
основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 223 (далее – Программа) в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №
1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8
ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и федеральной образовательной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
Срок реализации Программы 5 лет.
С учетом жизненной ситуации ребенка сроки освоения образовательной Программы могут быть сокращены. Содержание
образовательной Программы адаптируется под особенности ребенка в индивидуальных формах работы, при активном участии родителей
(лиц их заменяющих).
Группа общеразвивающей направленности, расположенная в здании по адресу: 620085 г. Екатеринбург, бульвар Самоцветный, 8,
работает в режиме 07.30-18.00 пятидневной учебной недели, суббота, воскресенье – выходные дни.
Группа функционирует в режиме 10,5 часового пребывания детей.
Обучение и воспитание в группе ведется на русском языке.

I
1.1

Цель и задачи программы
Цель

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Задачи и направления в соответствии с ФГОС ДО:

Формирование условий ценностно- Реализация цели предполагает решение ряда задач:
смыслового восприятия и
− знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;
понимания произведений
− развитие у дошкольников музыкальной эрудиции
искусства (в словесном,
и культуры;
музыкальном, изобразительном),
− цветомузыкальное развитие детей в ДОУ;
мира природы;
− формирование чувства уважения к музыке, как к
самостоятельному виду искусства, праздникам и
Развитие эстетического отношения
традициям;
к окружающему миру;
− развитие восприятия, сопереживания
музыкальным произведениям и образам, развитие
Формирование элементарных
навыка детей — звукового сенсорного и
представлений о видах искусства
интонационного, где музыка выступает в качестве
через проекты по музыкальному
языка, одного из многих, знакомства детей с
воспитанию в ДОУ по ФГОС;
миром человека, его эмоций, окружающим миром,
миром предметов.
Восприятие фольклора, музыки,
художественной литературы;
Побуждение к сопереживанию
литературным персонажам;
осуществление самостоятельного
творчества детей
(изобразительного, конструктивномодельного, музыкального и др.).

4

Основные направления реализации
− развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания
произведений искусства {словесного,
музыкального, изобразительного), мира
природы;
− становление эстетического отношения к
окружающему миру:
− формирование элементарных
представлений о видах искусства;
− восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора;
− стимулирование сопереживания
персонажам художественных
произведений;
− реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктвно модельной, музыкальной и др.).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Цель
создание условий для
развития музыкальнотворческих способностей
детей дошкольного
возраста средствами
музыки, ритмопластики,
театрализованной
деятельности.

Задачи и направления
-формирование основ музыкальной культуры дошкольников,
слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
- формирование ценностных ориентаций средствами
музыкального искусства; воспитание интереса к музыкально –
ритмическим движениям;
- обеспечение эмоционально-психологического
благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

Программно-методическое обеспечение
Основная образовательная программа
дошкольного образования Муниципального
автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 223
Мы живем на Урале – образовательная
программа учетом специфики национальных,
социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная
деятельность с детьми дошкольного возраста.

1.2 Принципы и подходы к формированию программы.
В обязательной части Программа представлена Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028, и основной образовательной Программой МАДОУ
от 30.08.2023 г. Федеральная программа построена на следующих принципах МАДОУ, установленных ФГОС ДО:
–
полноценное проживание ребенком
всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного
возрастов),
обогащение(амплификация) детского развития;
–
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
–
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи,
принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее
вместе - взрослые);
–
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
–
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество ДОУ с семьей;
–
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
–
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
–
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
–
учет этнокультурной ситуации развития детей.
5

Принципы и подходы к формированию Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений
−
отражение в тематике образовательного процесса региональных особенностей;
−
построение образовательного процесса с использованием социоигровых технологий, проектной деятельности;
−
построение образовательной деятельности на здоровьесберегающих подходах, которые в свою очередь предполагают
формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности;
−
достижение воспитанниками готовности к школе; существенным моментом в работе педагогического коллектива является
переход ребёнка из детского сада в начальную школу, а именно обеспечение необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для
успешного освоения им образовательных программ начальной ступени общего образования, обеспечение преемственности на данных
ступенях образования.
1.3Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Возрастная характеристика развития детей 2-3 лет.
Ребёнок способен проявлять интерес к предметам изобразительного искусства, замечает, понимает изображение знакомых предметов,
явлений. Малыш способен эмоционально откликаться на содержание художественного образа, на эстетические особенности предметов, его
окружающих, осознавать и выражать свои чувства. У него появляются любимые музыкальные произведения. Малыш проявляет активность в
музыкально-игровой деятельности, участвует в спектакле.
Возрастная характеристика развития детей 3-4 лет. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения
свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности.
Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к
самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному,
заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4
годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями,
которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Возрастная характеристика развития детей 4-5 лет. . Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов:
«почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он
наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна
быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).
Возрастная характеристика развития детей 5-6 лет.
Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют
постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах.
Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес
только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
6

Возрастная характеристика развития детей 6-7 лет. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и
впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться
в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к
окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные
в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки
не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может
выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и
танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по
нотам.
У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность,
звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные
интересы и способности проявляются ярче.
Индивидуальные особенности воспитанников.
Количественное соотношение мальчиков и девочек в каждой группе учитывается при подборе репертуара, дидактических игр (и
пособий к ним) в соответствии с полоролевыми интересами детей, а также большую роль играет при выборе и постановке танцевальных
композиций.
Особенности развития детей учитываются при реализации индивидуальной работы, дополнительной корректировки пластики
движений, при пальчиковой гимнастике, при распределении ролей в музыкально-театрализованных постановках в целях обеспечения
успешной социализации детей.
Интересы и дополнительное посещение детьми учреждений дополнительного образования учитываются и создаются условия для
реализации имеющихся способностей детей в музыкальной деятельности.

7

1.4 Значимые для разработки и реализации программы характеристики:
В МАДОУ № 223 функционирует 11 групп полного дня общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста от 2 до 7
лет.
ООП ДО охватывает пять возрастных периодов физического и психического развития детей: ранний возраст – от 2 лет до 3 лет (группа
раннего возраста) младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет (младшая группа), средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя
группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 6 лет (старшая группа), подготовительный к школе возраст – от 6 до 7 лет (подготовительная
группа). Количественное соотношение возрастных групп изменяется в зависимости от комплектования.
На 2023-2024 учебный год число детей, посещающих МАДОУ – 300 детей, укомплектованы следующие возрастные группы:
1 младшая (с 2 до 3 лет) - 1 группа,
2 младшая (с 3 до 4 лет) - 3 группы,
средняя (с 4 до 5 лет) - 3 группы,
старшая (с 5 до 6 лет) - 3 группы,
подготовительная к школе (с 6 до 7 лет) - 1 группа.
1.5 Планируемые результаты освоения Программы:
- у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
- ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены; ребёнок результативно выполняет физические
упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие
туристские навыки, ориентируется на местности; ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с
достижениями российского спорта;
- ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье,
понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его; ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему
здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
- ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками; ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен
понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты
конструктивными способами;
- ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор
социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; ребёнок стремится сохранять
позитивную самооценку; ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;
- у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью; ребёнок способен откликаться на эмоции близких
людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие); ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как
8

ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии; ребёнок способен решать адекватные
возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской
деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
- ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого
этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями; ребёнок знает и осмысленно воспринимает
литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного
характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
- ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из
области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных
традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
- ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и
неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы
деятельности;
- ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества;
имеет представление о многообразии стран и народов мира; ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о
количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
- ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует
разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые
средства и другое; ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их
отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы,
сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе,
осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
- ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельности; ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с
различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
- ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства;
использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности; ребёнок участвует в создании индивидуальных и
коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах; ребёнок
самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать
сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры,
комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для
создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
- ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с
готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным
9

выполнением правил всеми участниками;
- ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные
предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
Показатели возможных возрастных достижений детей (с 2 до 3 лет):
узнаёт знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий-низкий);
вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы;
двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;
выполняет движения: притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук;
различает и называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Показатели возможных возрастных достижений детей (с 3 до 4 лет):
–
слушает музыкальное произведение от начала до конца, узнает знакомые песни, различает звуки по высоте (в пределах октавы);
–
замечает изменения в звучании (тихо-громко);
–
поют, не отставая и не опережая друг друга;
–
выполняют танцевальные движения: кружатся в парах, притопывают попеременно ногами, двигаются под музыку с предметами
(флажки, листочки, платочки и др.);
–
различают и называют музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)
Показатели возможных возрастных достижений детей (с 4 до 5 лет):
–
внимательно слушают музыкальное произведение, чувствуют его характер: выражают свои чувства словами, рисунком,
движением;
–
узнают песни по мелодии;
–
различают звуки по высоте (в пределах сексты-септимы);
–
поют протяжно, четко произносят слова, вместе начинают и заканчивают песни;
–
выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой
музыкального произведения;
–
выполняют движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками);
–
инсценируют (совместно с воспитателем) песни, хороводы;
–
играют на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Показатели возможных возрастных достижений детей (с 5 до 6 лет):
–
различает жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);
–
звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);
–
произведения по мелодии, вступлению;
–
различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
–
поют без напряжения; плавно, легким звуком, произносят отчетливо слова, своевременно начинают и заканчивают песню, поют
в сопровождении музыкального инструмента;
10

–
–
–

ритмично двигаются в соответствии с различным характером и динамикой музыки;
самостоятельно меняют движения в соответствии с трёхчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;
выполняют танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на
пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении;
–
самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу;
–
играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Показатели возможных возрастных достижений детей (с 6 до 7 лет):
–
узнают мелодию Государственного гимна РФ;
–
определяют, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение(песня, танец, марш) и на каком из известных
инструментов оно исполняется;
–
различают части произведения (вступление, заключение, запев и припев)
–
внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения
–
определяют общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделяют отдельные средства
выразительности: темп, динамику, тембр, в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы;
–
слышат в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнают характерные образы;
–
выражают свои впечатления от музыки в движениях или рисунках;
–
поют несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя,
замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
–
воспроизводят и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом;
–
сохраняют правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
–
поют индивидуально и коллективно, с сопровождением без него;
–
выразительно и ритмично двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами;
–
передают несложный музыкльно-ритмический рисунок;
–
самостоятельно начинают движения после музыкального вступления;
–
активно участвуют и выполняют творческие задания;
–
выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп,
переменный шаг;
–
выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами),
инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах;
сольно исполняют и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

11

1.6 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его
интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет
выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные
маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию
образовательной деятельности.
Цель педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (п. 3.2.3 ФГОС ДО), которая
осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики.
Периодичность проведения педагогической диагностики:
на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную
группу (стартовая диагностика);
на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная диагностика);
При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение
результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
В ходе образовательной деятельности музыкальный руководитель создает диагностические ситуации и совместно с воспитателями
наблюдает за активностью детей в спонтанной и специально организованной музыкальной деятельности. Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его индивидуальных образовательных маршрутов и
учета особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика - мониторинг результатов освоения Программы осуществляется в соответствии с методическими
рекомендациями программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. – Сп-б.: Невская нота, 2000.
Результаты педагогической диагностики оформляются в таблицы на каждую группу детей. В конце года на итоговом
педагогическом совете заслушивается анализ образовательной деятельности за год по музыкальному развитию воспитанников с целью
выявления эффективности педагогической
деятельности по музыкальному развитию в МАДОУ.

12

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Музыкальная образовательная деятельность с детьми проводится в различной форме:
−
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами,
наглядными пособиями, видеоматериалами.
−
Практика – занятие, на которых осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни классиков, современных композиторов.
−
Репетиция, на которой отрабатываются номера к праздникам и развлечениям. Развиваются актёрские способности детей.
−
Развлечение, праздник - проводится для самих детей, родителей, гостей.
Музыкальное занятие имеет четкое построение:
−
музыкально-ритмические движения;
−
развитие чувства ритма, музицирование;
−
пальчиковая гимнастика;
−
слушание музыки;
−
распевание, пение;
−
игры;
−
пляски, хороводы.
Методы музыкального образования можно определить как систему взаимосвязанных действий педагога и ребенка, направленных на
освоение духовно-нравственного потенциала музыки и достижения целей музыкального образования.
−
наглядный метод (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный);
−
словесный метод (беседа, рассказ, слова-качества, разъяснение, объяснение, прилагательные);
−
практический метод (показ, подражание, исполнение, повторение);
−
объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный);
−
метод проблемного изложения;
−
эвристический метод (частично поисковый);
−
исследовательский метод.
В образовательной деятельности музыкальный руководитель использует следующие педагогические технологии:
− здоровьесберегающие;
− игровые;
− социально-коммуникативные;
− информационно-поисковые.
В образовательной деятельности с детьми используются следующие музыкальные технологии:
−
вокально-артикуляционные и игровые технологии В.Емельянова, Д.Огородного («разогрев» артикуляционного аппарата,
настройка всего организма на вокальную деятельность, упражнения в игровой форме придают распеванию особый колорит игры);
13

−
методика элементарного музицирования К. Орфа (знакомство с инструментами, приемами звукоизвлечения, игра в оркестре,
концентрация внимания на вступлениях инструментальных партий, дирижирование);
−
музыкальный мультматериал И. Ковалевской (наглядная форма слушания классической музыки для детского восприятия, нет
закадрового текста, а только соответствие композиторскому замыслу).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций
средствамитрадиционной народной культуры родного края.
Приобщать детей к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание
песен, хороводов, традиций Урала. Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным
народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Региональный компонент по программе: Толстикова О.В., Савельева О.В. «Мы живем на Урале»: образовательная программа с
учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с
детьми дошкольного возраста.
Сущность педагогических задач, решаемых в образовательной деятельности по ознакомлению с народным декоративно – прикладным
искусством на местном краеведческом и современном материале:
−
развитие интереса к познанию жизни малой родины;
−
обогащение детского опыта через наблюдения, рассматривание результатов человеческого труда, просмотр фильмов,
фотографий, альбомов; чтение литературы о родном крае, экскурсии по уголкам родного города, посещение выставок;
−
воспитание умения видеть и ценить прекрасное в результатах труда человека, в природе и принимать посильное участие в
охране окружающей среды;
−
выработка практических изобразительных и трудовых навыков, необходимых для приумножения народной материальной
культуры;
−
развитие познавательных и творческих способностей в музыкальной деятельности.
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:
1)
уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и
умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
2)
организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей к
применению знаний, умений при выборе способов деятельности;
3)
расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребёнок
способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества,
сообразительности, поиска новых подходов;
4)
поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в ДОУ, используя приемы поддержки,
одобрения, похвалы;
5)
создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на
14

тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
6)
поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к
качественному результату, подсказывать ребёнку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца,
какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;
7)
внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям
помощь, но стремиться к её дозированию. Если ребёнок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась
обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать
собственную активность и смекалку ребёнка.
Для поддержки детской инициативы педагоги используют ряд способов, приемов, правил, а именно:
1)
Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к
самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку, педагог
сначала стремится к её минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.
2)
У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает
детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей,
связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на
качестве результата, их достижениях, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных
самостоятельных, инициативных действий.
3)
Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребёнка
изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребёнком. Важно уделять внимание ребёнку, уважать
его интересы, стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень
чувствительны к мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
4)
Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и
формировании у него основ целеполагания: поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой
замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности.
Педагог использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные
модели, пооперационные карты.
5)
Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде
также способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения
задачи и проблемы привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
6)
Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. В пространстве
группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы,
детали незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки, письма-схемы, новые
таинственные книги и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою
точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.

15

2.3. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников, с педагогами и социальными партнерами.
Формы сотрудничества с семьей:
–
консультирование родителей, индивидуальные беседы;
–
общие и групповые родительские собрания, приобщение родителей к реализации тематического периода;
–
привлечение родителей к подготовке презентаций проектов тематического периода;
–
дни открытых дверей, проведение открытых просмотров образовательной деятельности для родителей, проведение круглых
столов, мастер – классов, тренингов,
–
анкетирование;
–
оформление выставок детского художественного творчества, галерей; работа семейных художественных студий;
–
издательская деятельность для родителей: выпуск тематической раздаточной информации педагогического просвещения в
форме брошюр, стендовая информация;
–
новости на сайте детского сада, в социальной сети «Вконтакте»;
–
размещение задач тематических периодов и ежедневной информации об образовательной деятельности с детьми
«Образовательная афиша»;
–
совместная деятельность: проекты, опросы по темам.

16

Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников и педагогами

17

2.4. Программа воспитания
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества.
Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к
поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие
гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии
многонационального народа России (п. 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовнонравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2022, N 46, ст. 7977)).
- Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
- Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
- Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
- Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
- Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
- Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
-Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые
коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества. С учетом особенностей социокультурной
среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных
отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и
культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Пояснительная записка не
является частью рабочей программы воспитания в ДОУ и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных
ценностей российского общества, что предполагает Цели и задачи воспитания Общая цель воспитания в МАДОУ - личностное развитие
каждого ребенка с учетом его индивидуальности:
- формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и
правилах поведения;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
- становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе
нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в МАДОУ:
- содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности
поступать согласно своей совести;
- создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и
саморазвитию, самовоспитанию;
18

- осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды,
создания воспитывающих общностей.
Направления воспитания. Патриотическое направление воспитания
Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и
культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. Ценности - Родина и природа лежат в основе
патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств,
интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры
человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Работа по патриотическому воспитанию
предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); "патриотизма защитника",
стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
"патриотизма созидателя и творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает
конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания
Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания. Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы
дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско - взрослой общности, содержанием которого является освоение
социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
Социальное направление воспитания
Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие
дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и
социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах
других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного
воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важной
составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и
идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в
своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные
представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений,
формированием навыка культурного поведения.
Целевые ориентиры воспитания
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребенка. Поэтому планируемые результаты
19

представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. В соответствии с
ФГОС ДО - оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основнойобразовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Содержание и организация воспитательной работы описана в
ОП ДО ссылка: http://дс223.рф/upload/ts223_new/files/ce/a5/cea571fd617ae5bd016a5c1222b8ea3b.pdf, раздел 2.9.

Направления
воспитания
Патриотическое

Ценности
Родина, природа

Социальное
сотрудничество

Человек, семья

Познавательное

Знания

Физическое и
оздоровительное
Трудовое

Здоровье

Этико-эстетическое

Культура и
красота

Труд

Мероприятия по реализации программы воспитания ДОУ
Показатели
Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления дружба, добро и зло, принимающий и уважающий
ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои
действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший
основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, способный взаимодействовать с педагогическим работником и другими детьми на
основе общих интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе
творческом, проявляющим активность, самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании,
обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского
общества.
Владеющий основными навыками оздоровительной личной и общественной гигиены,
стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве,
стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий
зачатками художественного вкуса.

20

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей.
РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка
деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) представляет собой единство специально организованного
пространства как внешнего (территория), таки внутреннего (групповые, специализированные, технологические, административные и иные
пространства), материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и воспитания детей дошкольного
возраста, охраны и укрепления их здоровья, материалов для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
РППС создает возможности для учета особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития. РППС
организована как единое пространство, все компоненты которого, согласованы между собой по содержанию, масштабу, художественному
решению.
При проектировании РППС учтены:
– этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия;
– возраст, опыт, уровень развития детей и особенностей их деятельности - содержание воспитания и образования;
– задачи образовательной программы для разных возрастных групп;

–
–

возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников,
участников сетевого взаимодействия и пр.).
РППС соответствует:
– требованиям ФГОС ДО;
– образовательной программе ДОО Программе;
– материально-техническим и медикосоциальным условиям пребывания детей в ДОО; возрастным особенностям детей;
– воспитывающему характеру образования детей; требованиям безопасности и надежности.
РППС обеспечивает: целостность образовательного процесса и включает всё необходимое для реализации содержания каждого из
направлений развития и образования детей (согласно ФГОС ДО.)

21

3.2. Материально-техническое обеспечение
Место
Основное
размещения
Предназначение
Музыкальный Проведение музыкальной
зал
образовательной
деятельности, праздников,
развлечений, показа театров,
развлечений, проведение
утренников, родительских
собраний.

№
пп
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6

Оборудование и игровые материалы
Технологическое оборудование
Цифровое пианиноYAMAHAGLP-330
Экран + проектор EPSON
TVPANASONIKTX-LR42U20
Колонка «BEHRINGER»
Микшерский пульт «BEHRINGER»
НоутбукHP
Коммутатор D-LINKDGS-1005DIDGS
Светильник бактерицидный
Ультрафиолетовый излучатель «Дезар-3»
Мебель
Зеркала настенные
Тумба под аппаратуру
Стул большой
Стульчик детский
Стол
Стол для атрибутов
Атрибуты, дидактических и развивающих игр и пособий

Наборы костюмов детских и взрослых
Платочки
Ленты
Цветы
Листья на ветке
Набор шумовых музыкальных инструментов
Колокольчики
Куклы
Султанчики
Трещетка
Зонтики
Шляпы
Бубенцы
22

Количество, шт
1
1
1
2
1
1
1
1
1
3
1
30
60
7
1
12
30
60
30
30
20
30
20
30
20
20
20
20
20

Кабинет
музыкального
руководителя
Комната для
хранения
атрибутов и
костюмов

Работы с документами,
оформление,
индивидуальные
консультации с педагогами.
Хранение атрибутов к
музыкальным занятиям и
праздникам (развлечениям)

Барабаны
30
Бубны
30
Флажки
20
Металлофон
Два стола (первый стол предназначен для размещения методической литературы, второй
стол предназначен для хранения музыкальных инструментов, музыкально-дидактических
игр)
Детские и взрослые костюмы:
зайчик,снегири,вороны,пират,лиса,медведь,волк,ёж,снежинки,снеговики,белочка, гномики ,
шапочки овощей, шапочки цветов.

23

3.3. Методические материалы и средства обучения и воспитания

Программнометодические
пособия

Обязательная часть Программы
1.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением
(2 CD). Младшая группа. – СПб, 2010.
2.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением
(2 CD). Средняя группа. – СПб, 2011
3.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением
(3 CD). Старшая группа. – СПб, 2011.
4.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением
(3 CD). Подготовительная группа.- СПб, 2011.
5.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Дополнительный материал к конспектам музыкальных
занятий с аудиоприложением (2 CD). Подготовительная группа.- СПб. 2009.
6.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» - СПб, 2012.
7.
Каплунова И., Новоскольцева И. « Ах, карнавал» ч. 1, 2 Дополнительный материал к конспектам музыкальных
занятий с аудиоприложением (2 CD)- СПб, 2012.
8.
Каплунова И., Новоскольцева И. « Игры, аттракционы, сюрпризы» - СПб, 2016.
9.
Каплунова И., Новоскольцева И.
« Ясельки» Планирование и репертуар музыкальных занятий с
аудиоприложением (2 СD) - СПб, 2010.
10.
Конкевич С. В. «Слушаем музыку» -СПб, 2010.
11.
Радынова О. П. «Музыкальная шкатулка» Комплект из 10 дисков +книга к программе «Музыкальная шкатулка» М, 2019.
12.
Радынова О. П. «Песня, танец, марш» –М, 2016.
13.
Радынова О. П. «Настроение, чувства в музыке» –М, 2019.
14.
Радынова О. П. «Музыка о животных и птицах» –М, 2016.
15.
Радынова О. П. «Природа и музыка» –М, 2016.
16.
Радынова О. П. «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты» –М, 2019.
17.
Радынова О. П. , Барышева Н.В., Панова Ю.В. «Праздничные утренники и музыкальные досуги в детском саду»,
Методическое пособие (3 CD) –М, 2019.

24

3.4. Распорядок и/или режим дня
Организация образовательного процесса в МАДОУ предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов
детской деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, социальный заказ родителей, время года, соответствует
санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. .
При организации режима дня детей в МАДОУ предусматривается сбалансированное чередование видов деятельности:
непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов,
самостоятельной.
Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, календарный учебный график составляется в
соответствии с выделением двух периодов:
1.
учебный год (сентябрь-май), во время которого проводятся непосредственно-образовательная деятельность в соответствии с
планом и расписанием НОД, действует режим на холодный период года;
2.
летне-оздоровительный период: (июнь-август), во время которого проводятся интегрированные занятия музыкальноизобразительного творчества, оздоровительные мероприятия и спортивные развлечения, на период летних каникул действует режим на
теплый период года.
Учебный план деятельности музыкального руководителя
Направления развития
детей (образовательная
область)

Вид детской деятельности
Длительность в мин.

Художественноэстетическое развитие

Музыкальная
деятельность

Музыка

1 младшая
группа
с 2 до 3 лет
10
В
В
неделю
год
2
68

25

Количество НОД, общая нагрузка/ часы
2 младшая
Средняя
Старшая
группа
группа
группа
с 3 до 4 лет
с 4 до 5 лет
с 5 до 6 лет
15
20
25
В
В
В
В
В
В
неделю год неделю год неделю год
2
72
2
72
2
72

Подготовитель
ная группа с 6
до 7 лет
30
В
В
неделю год
2
72

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-развивающая среда развития ребенка в музыкальной деятельности.
Самостоятельная музыкальная творческая деятельность ребенка возникает по его инициативе. Именно здесь представлен богатый потенциал
развития креативности дошкольника. Основными формами самоорганизации являются разнообразные музыкальные игры и упражнения, а также
музыкальная импровизация детей, в том числе и на детских музыкальных инструментах. Роль воспитателя здесь минимальна, в основном она
представлена «косвенным руководством» и созданием среды для самостоятельной музыкально-творческой деятельности.
В музыкальном центре групп представлены:
Обязательная часть
Пособия, побуждающие ребенка к развитию восприятия музыки:
- детские музыкальные, народные инструменты;
- карточки упражнений для моделирования: последовательности куплетов песни, движений танца, вступления в оркестре народных инструментов;
мелодии песни, ритмических рисунков музыки (два-четыре такта) - с помощью «музыкального конструктора»;
- музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Узнай инструмент по контуру» и др.;
Пособия, побуждающие ребенка к детской исполнительской деятельности:
- детские музыкальные инструменты, на которых дети осваивают способы игры на них;
Пособия, побуждающие ребенка к музыкально-творческой деятельности:
- элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям;
- различные детские музыкальные игрушки - инструменты для инструментальной импровизации;
- музыкально-творческие игры;
- упражнения по условно-образному и условно-схематическому моделированию.

26

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
План проектно-тематического планирования на 2023-2024 уч.г.
ПЕРИОД
1.09-2 .09 2023

ТЕМА
Здравствуй, детский сад

4.09-08.09.2023

Осень разноцветная

11.09-15.09.2023

Урожай (овощи)

18.09-29.09.2023

Урожай (фрукты)

03.10-08.10.2023

Ягоды, грибы

09.10-13.10.2023

Хлеб

16.10-20.10.2023

Деревья

23.10-27.10.2023

Птицы

30.10-03.11.2023

Юный гражданин. Моя страна.

06.11-10.11.2023

Юный гражданин. Мой край, мой город.

13.11-17.11.2023

Человек

20.11-24.11.2023

Животные готовятся к зиме

27.11-01.12.2023

Домашние животные и птицы

03.12-08.12.2023

Зимующие птицы

11.12-22.12.2023

Зима

25.12.-29.12.2023

Новый год у ворот

09.01-12.01.2024

Зимние забавы/зимние виды спорта

15.01-26.01.2024

Путешествие вокруг света

29.01.-02.02.2024

Одежда

СОБЫТИЯ (согласно программе воспитания)

«Осенний семейный кросс» - приуроченный к Дню
дошкольного работника

«Миска добра» - День защиты животных

Досуг, посвященный Дню народного единства

Галерея детского творчества, приуроченная к Дню
художника
«Зимняя сказка»

27

Зимняя Олимпиада

05.02.-09.02.2024

Транспорт

12.02-16.02.2024

Стихии мира: огонь, вода, земля, воздух

19.02-23.02.2024

День защитника отечества

26.02-02.03.2024

Масленица

05.03-09.03.2024

Мамочка любимая, мамочка моя

12.03-23.03.2024

Весна (Встречаем пернатых друзей)

26.03-30.03.2024

Страна мастеров (народные промыслы)

01.04-05.04.2024
09.04-13.04.2024

Помощники человека (бытовая техника, мебель,
посуда)
Космос

16.04-20.04.2024

Водный мир

23.04-26.04.2024

Рукотворный мир (в мире профессий)

29.04.-10.05.2024

День Победы

13.05-17.05.2024

Цветы

20.05-24.05.2023

Насекомые

27.05-31.05.2023

Здравствуй, лето

Тематический досуг, приуроченный к Дню защитника
Отечества «Мама, папа, я- спортивная семья!»

Выставка детских работ, приуроченная к
Международному женскому дню
«Букеты для наших дам»

Досуг, посвященный 1 апреля
«Подари улыбку миру»

Беседа в честь праздника Весны и Труда.
«День Победы»
Праздник, посвященный Дню защиты детей

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».