Рабочая программа старшей группы № 6 на 2023-2024 уч.год

Содержание

I
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
II
2.1.

Пояснительная записка
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Цель и задачи программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Планируемые результаты освоения программы
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с
представленными в пяти образовательных областях

направлениями

развития

ребенка,

3
3
3
4
5
7
8
10
10

2.2.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными
в пятиобразовательных областях в части, формируемой участниками образовательных отношений

14

2.3.
2.4.

Региональный компонент
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

15
16

2.5.

Методы для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы

16

2.6.

Способы и направления поддержки детской инициативы

17

2.7.

Взаимодействие с семьями воспитанников

19

III
3.1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

21
21

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания

24

ПРИЛОЖЕНИЯ

26

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2023–2024 учебный год
(далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ №223 (далее –
Программа), включая модуль «Рабочей программы воспитания», предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте
от 5 до 6 лет.
Срок реализации Программы 1 год.
С учетом жизненной ситуации ребенка сроки освоения образовательной Программы могут быть сокращены. Содержание образовательной
Программы адаптируется под особенности ребенка в индивидуальных формах работы, при активном участии родителей (лиц их заменяющих).
Режим пребывания детей в группе детского сада.
Группа общеразвивающей направленности, расположенная в здании по адресу: 620085 г. Екатеринбург, бульвар Самоцветный, 8, работает в
режиме 07.30-18.00 пятидневной учебной недели, суббота, воскресенье – выходные дни.
Группа функционирует в режиме 10,5 часового пребывания детей. Обучение и воспитание в группе ведется на русском языке.
1.1. Цель и задачи программы
Цель Программы. Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи реализации Программы обязательной части
 Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей
развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественнотворческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования.
Задачи реализации Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений
Развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры
родного края.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
В обязательной части Программа представлена Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028, и основной образовательной Программой МАДОУ от
30.08.2023 г.
Программа построена на следующих принципах МАДОУ, установленных ФГОС ДО:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение амплификация)
детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в
воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы и подходы к формированию Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений
 отражение в тематике образовательного процесса региональных особенностей;
 построение образовательного процесса с использованием социоигровых технологий, проектной деятельности;
 построение образовательной деятельности на здоровьесберегающих подходах, которые в свою очередь предполагают формирование у
дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности;
 достижение воспитанниками готовности к школе; существенным моментом в работе педагогического коллектива является переход ребёнка
из детского сада в начальную школу, а именно обеспечение необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им
образовательных программ начальной ступени общего образования, обеспечение преемственности на данных ступенях образования.

1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастная характеристика развития детей 5-6 лет
Физическое развитие
Продолжается процесс окостенения скелета ребёнка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело
приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети
значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей
3-5 лет. В период с 5 до 6 лет Ребёнок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера.
Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и
поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и
девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды,
выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности.
Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.
Познавательное развитие
Дети проявляют высокую познавательную активность.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления
детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине.
Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкивают ся с несоответствием формы и
их пространственного расположения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но
и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет
- это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют
различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным
способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут
конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.
Речевое развитие
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и
сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.

Социально-коммуникативное развитие
Ребёнок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными.
Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное
представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и
неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Ярко проявляет интерес к игре.
В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты,
связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и
«периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
Ребёнок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях,
жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников.
В трудовой деятельности, освоенные ранее виды детского труда, выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются
планирование и самооценивание трудовой деятельности.
Художественно-эстетическое развитие
В изобразительной деятельности 5-6 летний Ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы,
состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки,
самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет).
Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные
впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения
различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным
и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки
отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью.
В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием
предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация
музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные
движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять
мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.

1.4

Планируемые результаты освоения программы

К шести годам:
–
ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым
физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о
некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;
–
ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость,
ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении несложных комбинаций
из знакомых упражнений;
–
ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую
подвижную игру;
–
ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и
достижениями
–
российских спортсменов; ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение
личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;
–
ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет
сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила
культуры поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к
педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО;
–
ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается
на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
–
ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру
как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со
сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;
–
ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности,
демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с
незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;
–
ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и учитывать права других людей, проявляет
инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или
образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;
–
ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными
приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями,
самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
–
ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути
решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире;

–

ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет
любознательность;
–
ребёнок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным
умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами
разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени;
–
ребёнок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил
безопасного обращения с ними;
–
ребёнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его
достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, её государственные символы; ребёнок имеет
представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об
особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе,
ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним;
–
ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает
виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно-творческие способности;
ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурнодосуговых
мероприятий; ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки, постройки, создает образы и композиционные изображения,
интегрируя освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные материалы;
–
ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры,
комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;
–
ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым
содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

–
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов,
предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять
особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
Цель педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (п. 3.2.3 ФГОС ДО), которая осуществляется
педагогом в рамках педагогической диагностики.
Периодичность проведения педагогической диагностики:
на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу
(стартовая диагностика);

на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная диагностика).
При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов
стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных
диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке,
аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций.
При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического развития.
Результаты наблюдения фиксируются в карте развития ребёнка, способ и форму их регистрации педагог выбирает
самостоятельно.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов освоения Программы в части, формируемой участниками
образовательных отношений, дополняется следующими компонентами.
Стартовая педагогическая диагностика подводятся в сентябре каждого года.
Заключительная педагогическая диагностика подводятся в мае каждого года.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка включает в себя: направления коррекционной работы, подобранные педагогом
индивидуально для каждого ребёнка, позволяющие повысить индивидуальный результат освоения программного содержания по образовательной
области, либо разделу Программы.
Критерии для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Сформировано – 3. Дети имеют предусмотренный программой запас умений, используют их для решения поставленных перед ними задач,
справляются с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Владеют необходимыми
навыками и применяют их. Ответы дают полные с объяснениями и рассуждениями, используют полные предложения. Речь спокойная, с
достаточным запасом слов, оперируют предметными терминами.
Частично сформировано – 2. Дети имеют предусмотренный программой запас умений, используют их для решения поставленных задач.
Однако им требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. При помощи взрослого, дети справляются с заданиями в полном
объёме. Дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их, но для этого им нужна помощь. Ответы дают с объяснениями и
рассуждениями, применяют сложные и простые предложения и словосочетания. Речь соответствует возрасту с достаточным запасом слов, дети
оперируют предметными терминами.
Не сформировано – 1. Дети имеют представления об умениях и навыках, предусмотренных программой для данного возраста, однако
испытывают затруднения при их использовании. Если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объёме. Помощь педагога и
вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием, часто отмалчиваются, отказываются
выполнять задания или делают их с ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания. Ответы даются без объяснений и
рассуждений. Дети применяют простые предложения и словосочетания. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют
предметные термины. При использовании знаний для выполнения задания результат получается недостаточно качественным.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1)
в сфере социальных отношений:
 обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОУ;
 содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного
поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых;
 поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в
общем результате совместной деятельности;
 обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения
принятых правил;
 расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе;
2) в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
 воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их
культурному наследию;
 знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение
и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
 поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных
архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы;
3) в сфере трудового воспитания:
 формировать представления о профессиях и трудовых процессах;
 воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
 развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и
конструированию, труду в природе;


4)


знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности;
в области формирования безопасного поведения:
формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет) и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
 формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
 знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование
электронных средств обучения индивидуального использования.

Содержание образовательной деятельности
1) В сфере социальных отношений
Педагог предоставляет детям возможность рассказать о себе, выразить собственные потребности и желания, воспитывает самоуважение и
уверенность в себе, подчеркивает достижения ребёнка. Знакомит детей с их правами. Обогащает представления детей о расширении форм поведения
и действий детей в ситуации взросления (помощь взрослым дома и в группе, сочувствие и поддержка детей с ОВЗ в ДОУ; забота и поддержка
младших).
Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами, их выражением в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи.
Анализирует с детьми причины и события, способствующие возникновению эмоций, рассматривает примеры из жизненного опыта детей,
произведений литературы и изобразительного искусства, кинематографа и мультипликации. Учит детей понимать свои и чужие эмоциональные
состояния, разговаривать о них, демонстрирует примеры эмоциональной поддержки и адекватные возрасту способы регуляции эмоциональных
состояний.
Обогащает представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
Способствует пониманию того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, совместный отдых), как
проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Рассматривает проявления семейных традиций и отношения к пожилым членам семьи.
Обогащает представления детей о заботе и правилах оказания посильной помощи больному члену семьи.
Педагог поддерживает стремление ребёнка быть членом детского коллектива: иметь ближайшее окружение и предпочтения в общении;
стремиться к деловому сотрудничеству; в совместной деятельности ориентироваться на свои возможности и сверстника. Способствует овладению
детьми умений совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела
быть внимательными друг к другу, проявлять заинтересовать в достижении результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям.
Поддерживает предотвращение и самостоятельное преодоление конфликтных ситуаций, уступки друг другу, уточнения причин несогласия.
Обогащает опыт освоения детьми групповых форм совместной деятельности со сверстниками.
Педагог в совместной деятельности с детьми поощряет обсуждение и установление правил взаимодействия в группе, способствует
пониманию детьми последствий несоблюдения принятых правил.
Расширяет представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе. Обогащает словарь детей вежливыми
словами (доброе утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы, пожалуйста, извините, спасибо).
Развивает позитивное отношение к ДОУ: поддерживает желание детей соблюдать порядок и чистоту в группе, преобразовывать пространство
в зависимости от предстоящих событий (праздники, мероприятия), воспитывает бережное отношение к пространству и оборудованию ДОУ.
Включает детей в подготовку мероприятий для родителей (законных представителей), пожилых людей, младших детей в ДОУ. Поддерживает
чувство гордости детей, удовлетворение от проведенных мероприятий.
1)
В области формирования основ гражданственности и патриотизма
Педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине - России. Расширяет представления о государственных символах России гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия большая многонациональная страна, воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных
национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности
детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины.
Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага
Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и

космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в населенном пункте, посвященными
празднику. Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев
Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.
Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему
именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых
символов и памятников населенного пункта, развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах.
Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций,
связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции и прочее).
2)
В сфере трудового воспитания
Педагог обогащает представления детей о труде взрослых, знакомит детей дошкольного возраста с разными видами производительного
(промышленность, строительство, сельское хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха, сфера культуры, медицина, торговля) труда.
Создает образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между
профессиями, обращает внимание детей на содержание каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса (мотив, цель,
инструменты и оборудование, содержание действий, выбор трудовых действий в соответствии с целью, результат): продавец продает товар
покупателю, рабочий на фабрике изготавливает товар, шофер развозит товар по магазинам, грузчик разгружает товар.
Педагог формирует представление детей о современной технике, в т.ч. цифровой, её разнообразии, создает образовательные ситуации для
знакомства детей с конкретными техническими приборами, показывает, как техника способствует ускорению получения результата труда и
облегчению труда взрослых.
Педагог создает условия для знакомства детей с экономическими знаниями, рассказывает о назначении рекламы для распространения
информации о товаре, формирует представление о финансовой грамотности человека, обсуждает с детьми назначение денег и их участие в процессе
приобретения товаров или услуг, организует проблемные и игровые ситуации для детей, развивает умения планировать расходы на покупку
необходимых товаров и услуг, формирует уважение к труду родителей (законных представителей).
Педагог продолжает поощрять инициативность и самостоятельность детей в процессах самообслуживания в группе (убрать постель после сна,
расставить ровно стулья за столами в зоне учебной деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для развития умений выполнять
отдельные трудовые действия, привлекает к решению поставленных задач родителей (законных представителей) с целью создания дома условий для
развития умений реализовывать элементы хозяйственно-бытового труда: вымыть тарелку после обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать,
погладить носовой платок, покормить домашнего питомца и тому подобное.
Педагог создает условия для коллективного выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства, учит детей распределять между
собой трудовыепоручения для получения единого трудового результата.
3)
В области формирования безопасного поведения
Педагог создает условия для закрепления представлений детей о правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с
людьми, в т.ч. в сети Интернет. Обсуждает с детьми содержание детских книг, где герои попадают в опасные ситуации, побуждает детей к
рассуждениям, что нужно было сделать, чтобы избежать опасности, обговаривает вместе с детьми алгоритм безопасного поведения. Рассматривает с
детьми картинки, постеры, где раскрывается связь между необдуманным и неосторожным действиями человека и опасными последствиями
разрешения ситуации (наступил на люк - чуть не провалился в шахту, толкнул ребёнка на горке - мальчик упал на острый лед и тому подобное).
Инициирует проблемными вопросами желание детей рассказать о том, как можно было избежать опасной ситуации, какие советы дети могли бы дать
героям, представленным на картинках.

Педагог создает условия для самостоятельной деятельности детей, где можно было бы применить навыки безопасного поведения: организует
игровые и проблемные ситуации, решая которые ребёнок может закрепить правила безопасного поведения. Инициирует вместе с детьми создание
общих правил безопасного поведения в группе, на улице, в природе, в общении с людьми, поощряет интерес детей к данной теме, поддерживает их
творческие находки и предложения. Читает с детьми художественную литературу, инициирует обсуждение с детьми тех эпизодов книги, где герои
попадают в опасную ситуацию, активизирует проблемными вопросами желание детей рассказать, как нужно было себя вести в подобной ситуации,
чтобы избежать опасности.
Педагог обсуждает с детьми правила пользования сетью Интернет, цифровыми ресурсами.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях в части, формируемой участниками образовательных отношений
Социально-коммуникативное развитие
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– ритуал подъёма флага (ДОУ, РФ в связи с событием);
– хороводные игры в утренний отрезок времени;
– клубный час
– ежедневные «Разговорные минутки» общения перед завтраком, когда нужно настраиваться на тему дня, после дневной прогулки, перед
сном, когда детям необходимо успокоиться; вечером, после вечерней прогулки, в форме рефлексии - обсуждения с детьми наиболее важных
моментов прошедшего дня;
– ознакомление с культурными растениями, посадка, выращивание и уход за ними на групповой грядке.
Познавательное развитие
– детский совет, круг рефлексии.
– организация детской исследовательской деятельности в групповых лабораториях.
Речевое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– технология «Синквейн»;
– составление рассказа и заучивание стихов при помощи мнемосхем.
Художественно-эстетическое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– исполнительское искусство в певческих детских ансамблях, в том числе народное;
– ознакомление с проектированием и строительством разнообразных зданий и сооружений, знакомство с архитектурными стилями;
– легоконструирование.
Физическое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– фитбол;
– элементы йоги для детей.

2.3. Региональный компонент
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций
средствамитрадиционной народной культуры родного края.
№
п/п
1

2
3
4

5

Образовательная
Основные задачи
область
СоциальноВоспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому,
коммуникативное проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений
к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и
развитие
уважительное отношение к культуре и традициям Урала, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное
Приобщать детей к истории Урала. Формировать представления о традиционной культуре родного края через
развитие
ознакомление с предметным окружением, социальным миром, миром природы.
Речевое развитие Развивать все компоненты речи через знакомство с культурой Урала.
Художественно- Приобщать детей к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание
эстетическое
музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Урала. Формировать практические умения по приобщению детей
развитие
старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Региональный компонент по программе: Толстикова О.В., Савельева О.В. «Мы живем на Урале»:
образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Живописная природа полная контрастов является важнейшим средством развития ребенка – дошкольника. Дети
постигают поэтизированный мир природы через знакомство с красочной палитрой календарно - обрядовых
праздников, народным календарем, его земледельческими традициями, наставлениями многих поколений о ценностях
природы родной земли.
Сущность педагогических задач для детей 5 – 7 лет, решаемых в образовательной деятельности по ознакомлению с
народным декоративно – прикладным искусством на местном краеведческом и современном материале:
• развитие интереса к познанию жизни малой родины;
• обогащение детского опыта через наблюдения, рассматривание результатов человеческого труда, просмотр
фильмов, фотографий, альбомов; чтение литературы о родном крае, экскурсии по уголкам родного города, посещение
выставок;
• воспитание умения видеть и ценить прекрасное в результатах труда человека, в природе и принимать посильное
участие в охране окружающей среды;
• выработка практических изобразительных и трудовых навыков, необходимых для приумножения народной
материальной культуры;
развитие познавательных и творческих способностей в изодеятельности и конструктивно–модельной деятельности.
Физическое
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку,
развитие
ловкость через традиционные игры и забавы Урала.

2.4. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы работы c детьми
 игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и
другие);
 общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое);
 речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
 познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и
конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
 двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных
игр и другие);
 элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная
деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах).
2.5.Методы для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы
Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагоги МАДОУ учитывают возрастные и личностные особенности детей,
педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для решения
задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
метод
Организации опыта
поведения и деятельности
Осознания детьми
опыта поведения и
деятельности
Мотивации опыта
поведения
и деятельности
Информационно
- рецептивнцый
метод

Методы работы
содержание
Приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации,
игровые методы
Рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы,
этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример
Поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы
Методы, в основу которых положен характер познавательной деятельности
детей:
Предъявляется информация, организуются действия ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение,
рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы
педагога или детей, чтение

Репродуктивный метод

Предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их
выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на
предметную или предметно-схематическую модель);

Метод проблемного
изложения
Эвристический метод
(Частично-поисковый)
Исследовательский метод

Представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов,
наблюдений
Проблемная задача делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение
представлений в новых условиях);
Включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов
(творческие задания, опыты, экспериментирование). Для решения задач воспитания и обучения широко
применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности,
познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое.
Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях
2.6.Способы и направления поддержки детской инициативы

Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах
и предпочтениях. Появление возможности у ребёнка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь
на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка ДОУ как уверенность в себе,
чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной самостоятельной деятельности детей является утро, когда
ребёнок приходит в МАДОУ и вторая половина дня.
Любая деятельность ребёнка в ДОУ может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, в т.ч.:
- Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
- свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;
- игры - импровизации и музыкальные игры;
- речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками;
- логические игры, развивающие игры математического содержания;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
- самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:
1) уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения,
осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
2) организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей к применению
знаний, умений при выборе способов деятельности;

3) расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребёнок способен и
желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества, сообразительности,
поиска новых подходов;
4) поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в ДОУ, используя приемы поддержки, одобрения,
похвалы;
5) создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых
усилий, поддержку готовности и желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
6) поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному
результату, подсказывать ребёнку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно
использовать, чтобы проверить качество своего результата;
7) внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но
стремиться к её дозированию. Если ребёнок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные
условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и
смекалку ребёнка.
Для поддержки детской инициативы педагоги используют ряд способов, приемов, правил, а именно:
1) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному
решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку, педагог сначала стремится к её
минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.
2) У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать
разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением
задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях,
одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребёнка изменения в
поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребёнком. Важно уделять внимание ребёнку, уважать его интересы,
стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к
мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании
у него основ целеполагания: поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел, оценить
полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует
средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
5) Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также
способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и проблемы
привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
6) Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. В пространстве группы
появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали
незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки, письма-схемы, новые таинственные книги
и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить

предположения, испытывают радость открытия и познания.
* Условия, способы, приёмы, направления поддержки детской инициативы в ООП ДО соответствуют Федеральной образовательной
программе дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
(п.25.4. – 25.8 раздел III ФОП ДО).

2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников
Формы сотрудничества с семьей
– Консультирование родителей, индивидуальные беседы.
– Общие и групповые родительские собрания.
– Приобщение родителей к реализации тематического периода.
– Привлечение родителей к подготовке презентаций проектов тематического периода.
– Дни открытых дверей.
– Проведение открытых просмотров образовательной деятельности для родителей.
– Анкетирование.
– Проведение круглых столов, мастер – классов, тренингов.
– Оформление выставок детского художественного творчества, галерей; работа семейных художественных студий.
– Издательская деятельность для родителей: выпуск тематической раздаточной информации педагогического просвещения в форме брошюр.
– Стендовая информация.
– Новости на сайте детского сада, в социальной сети «Вконтакте».
– Размещение задач тематических периодов и ежедневной информации об образовательной деятельности с детьми «Образовательнаяафиша».
– Совместная деятельность: проекты, опросы по темам.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.

–

Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей.
РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
–
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) представляет собой единство специально организованного
пространства как внешнего (территория), таки внутреннего (групповые, специализированные, технологические, административные и иные
пространства), материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста,
охраны и укрепления их здоровья, материалов для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
–
РППС создает возможности для учета особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития. РППС
организована как единое пространство, все компоненты которого, согласованы между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
При проектировании РППС учтены:
–
этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия;
–
возраст, опыт, уровень развития детей и особенностей их деятельности - содержание воспитания и образования;
–
задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
–
возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников, участников
сетевого взаимодействия и пр.).
РППС соответствует:
–
требованиям ФГОС ДО;
–
федеральной образовательной программе ДОО;
–
материально-техническим и медикосоциальным условиям пребывания детей в ДОО; возрастным особенностям детей;
–
воспитывающему характеру образования детей; требованиям безопасности и надежности.
–
РППС обеспечивает:
–
целостность образовательного процесса и включает всё необходимое для реализации содержания каждого из направлений развития и
образования детей (согласно ФГОС ДО.)
–
возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно исследовательской, двигательной, продуктивной и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их
здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО, РППС: содержательно-насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная;
безопасная.
Развивающая предметно-пространственная среда организована в виде мобильных центров детской активности:
предусматривается следующий комплекс центров детской активности:
- центр искусства для развития творчества детей: цветные мелки, смываемые маркеры, цветные карандаши, краски (акварельные, гуашь,
пальчиковые), шаблоны, трафареты, печатки, бумага для рисования, цветная бумага, кисти, пластилин, доски для работы с пластилином, салфетки,

клеенки для работы с клеем, ножницы для правой и левой рук, материалы для коллажей, клей, ватман, картон, газеты, использованная бумага из
журналов, обои. Ежедневно в распоряжении детей бросовые материалы, например, проволока, тесьма и другое.
Яркие картинки на основные цвета и их оттенки, иллюстрации с различными видами изобразительного искусства, место для хранения и
выставки детских рисунков, «полочки красоты» с произведениями декоративно-прикладного искусства.
- центр конструирования для развития конструктивных умений, организации строительных игр: большой настольный конструктор
деревянный с неокрашенными и цветными элементами, комплект конструкторов с соединением в различных плоскостях (металлический, шиповый,
магнитный, шарнирный), комплекты строительных деталей напольные с плоскостными элементами, комплект транспортных средств к напольному
коврику «Дорожное движение», мягкий напольный конструктор, конструкторы разных форм и величины, цельные и полые блоки, цилиндры,
длинные доски, половинки кругов, треугольники, скаты; картонные ящики, коробки; ящики с аксессуарами строительства (фигурками людей и
животных, машинки, лодки, самолетики, каски для строителей, веревки, ж/д билеты и т.д.); большие машины и грузовики, самолеты и
корабли.Техника: машины легковые и грузовые, трактор. Светофор. Инструменты: топор, молоток, плоскогубцы, ножовка. Плакаты по правилам
дорожного движения.
- центр познания и речи содержит серии из 2-3 и 4-6 картинок для установления последовательности действий и событий, комплекты серии из
4-6 картинок части суток (деятельность людей ближайшего окружения), серии картинок Времена года» (сезонные явления и деятельность людей) ,
комплект серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации,
серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий, серии картинок времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды
работ и отдыха людей), сюжетные картинки (с различной тематикой крупного и мелкого формата) – комплект по теме согласно тематическому
планированию, тематические папки по темам тематического планирования
- литературный центр (центр грамотности и письма) может включать модули Библиотека, содержит разные книги, размещенные на
открытой витрине портреты писателей иллюстрации, картины, открытки фотографии, отражающие жизнь детей в семьях детские книги,
изготовленные при занятиях книгоиздательством, Грамотность и письмо включает алфавит (буквы), азбуки, раскраски с буквами, ручки, карандаши,
фломастеры, компьютер, столы, стулья, магнитная доска пишущая машинка трафареты букв и слов, доски, мелки, магниты бумага в клетку, в
линейку, карточки.
- центр игры и драматизации включает пособия и игрушки для всех видов сюжетно-ролевых игр и предметы-заместители: весы детские,
автомобиля (крупного, среднего и мелкого размера), коляски прогулочная, коляска-люлька для кукол, куклы (грудного и среднего размера, куклымладенцы разных рас и с гендерными признаками, кукольная мебель (кровать, шкафы, столы), кукольный дом с мебель» (дерево) – комплект,
кукольный стол со стульями (кратного размера) – комплект, кухонная плита (соразмерная росту ребенка), Кухонная плита шкафчик (кранная),
кухонный шкафчик (соразмерный роста- ребенка), ландшафтный макет (коврик), Модуль-основа для игр «Кухня», Магазин,
«Мастерская», «Парикмахерская», «Поликлиника», Парковка, набор кукольной одежды, набор кукольных постельные принадлежностей,
набор кухонной посуды для игры с куклой, набор мебели для кукол, набор медицинских принадлежностей, набор муляжей овощей и фруктов, набор
парикмахера, набор пальчиковых кукол по сказках, набор фигурок Семья, набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и
пропорциями, набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями, фигурки домашних животных с реалистичными
изображением и пропорциями, набор фигурок людей разных профессий, набор чайной посуды, набор «Гладильная доска и утюг» , настольный
футбол или хоккей, машины- техника строительная, спецтехника, приборы домашнего обихода – комплект, перчаточные куклы – комплект, ширма
для кукольного театра, трансформируемая, элементы костюма для уголка ряженья, набор карточек с изображением знаков дорожного движения,
сказка на магнитах , кукольный театр, театр на столе "Кот в сапогах", "Репка", "Теремок", «Колобок" м др., пальчиковый театр , игрушки на
руку(профессии, сказочные герои, семья),

- Центр песка и воды перечень оборудования: мерные чашки, ложки, дуршлаги, противни, весы, венички, пробки, губки, ведра, воронки,
формочки для печения, палочки и бруски, стаканы, метелки, мыло, детская посуда, кораблики, одежда для кукол, совки, сито, плоские тарелки,
маленькие игрушки (машины, животные), пластмассовые банки, взбивалки, щетки, куклы, пипетки.
- Центр науки и естествознания: весы, магниты, микроскоп, мерные ложки, компас, увеличительные стекла, ручные лупы, линейки, шкалы,
мерные чашки, пластиковые чашки, песочные часы, часы, пинцеты, щипчики, воронки, большей детский атлас, коллекция бумаги, коллекция
минералов, коллекция растений (гербарий), коллекция семян н плодов, коллекция тканей, набор пробирок большого размера, набор для
экспериментирования с водой: стол-поддон емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки,
сачки, набор для экспериментирования с песком, набор из геометрических тел и карточек с изображениями их проекций в трех плоскостях, набор из
двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта, набор из рычажных весов с объемными чашами и комплектом
гирь и разновесов для измерения и сравнения масс и объемов, телескопический стаканчик с крышкой, увеличительная шкатулка, установка для
наблюдения за насекомыми, фигурки домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями, набор фигурок животных Африки с
реалистичными изображением и пропорциями, набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями, физическая карта
мира (полушарий), часы игровые, часы с круглым циферблатом, наборы детски «Научные опыты» - «Индикатор кислот» , «Карта созвездий»,
«Магическая колба» и др.
-Центр настольно- манипуляторных игр : головоломки-лабиринты, деревянная двухсторонняя игрушка с втулками и молоточком для
забивания, деревянная игрушка с желобами для прокатывания шарика, домино логическое с разной тематикой, доска-основа с вкладышами и с
изображением в виде пазла, игра для тренировки памяти, логики, игрушки-забавы, игры-головоломки, мозаика разных видов, лото, набор блоков с
прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением, набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам,
волчки, наборы для сотавления узоров, пазлы, парные картинки, наборы кубиков с цветными гранями, с спорами и числовыми фигурами, набор
материалов Монтессори, набор объемные вкладышей по принципу матрешки, настольно-печатные игры для детей разного возраста, планшет «Дни
недели», развивающее панно, разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками, разрезные картинки, разделенные на 2-16 частей, рамкивкладыши с различными формами, разными по величине, тематические, танграм, шахматы, шашки, шнуровка различного уровня сложности, наборы
для сериации по величине – бруски, цилиндры и т. п. (6–8 элементов каждого признака), бизиборды тематические, геоборды тематические, сортеры,
комодики тематические, наборы шестерёнок, счётные палочки по методике Кюизенера, Блоки Дьеныша.
Групповое пространство предполагает оформление «говорящих стен», выделенное место-подиум, с которого начинается день планированием
и выбором деятельности, а также проведения рефлексии в конце дня, работа с доской выбора, развивающие и игровые центры, и место для детских
достижений.
Полноценное освоение детьми образовательного пространства группы, «обживание» ими предметной среды предполагает: маркировку
центров активности, оформление навигации пространства и оборудования детьми.
В группах «говорящая» среда имеет:

среду-приглашения «Здравствуй, я пришел», «Экраны настроения», «Правила группы»,

среду выбора и планирования «Доска выбора», «Модели 3-5 вопросов», «Азбука события», паутинка

среду фиксации детских достижений «Звезда недели», «Книги открытий», «Наши достижения», персональные выставки
воспитанников, «Герой дня» направлена на оценку детьми собственного результата и самих себя.
Говорящая среда меняется, наращивается в проекте, изменения ежедневны. Трансформируемая и мобильная мебель и оборудование
позволяет менять пространство под запросы детей.

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
В МАДОУ созданы необходимые условия, для целенаправленной работы, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнитьзаданные
задачи.
Все помещения оснащены технологическим оборудованием, учебно- наглядными пособиями, мягким и твердым инвентарем, соответствуют
требованиям и нормам правил пожарной, санитарно-гигиенической безопасности и эпидемиологическому режиму.
В МАДОУ созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1)
возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Федеральной программы;
2)
выполнение МАДОУ требований
санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, содержащихся в СП
2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный N 60833), действующим до 1 января 2027 года (далее СанПиН 2.3/2.4.3590-20), СанПиН 1.2.3685-21:

к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

оборудованию и содержанию территории;

помещениям, их оборудованию и содержанию;

естественному и искусственному освещению помещений;

отоплению и вентиляции; водоснабжению и канализации;

организации питания;

медицинскому обеспечению;

приему детей в организации, осуществляющих образовательную деятельность; организации режима дня;

организации физического воспитания;

личной гигиене персонала;
–
выполнение ДОО требований пожарной безопасности и электробезопасности;
3)
выполнение ДОО требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников ДОО;
4) Возможность для
беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов к объектам
инфраструктуры.
При создании материально-технических условий для детей с ОВЗ ДОО учитывает особенности их физического и психического развития.
МАДОУ имеет необходимое оснащение и оборудование для всех видов воспитательной и образовательной деятельности обучающихся (в том
числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности:

помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно- исследовательскую
деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей дошкольного возраста, содержания Федеральной программы;

мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного, театрального,

музыкальноготворчества, музыкальные инструменты;

административные помещения, методический кабинет;

помещения для занятий специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог);

помещения, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического здоровья, в том числе мед. кабинет;

оформленная территория и оборудованные участки для прогулки в ДОУ.
Программа оставляет за МАДОУ право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования,
материалов, исходя из особенностей реализации образовательной программы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

План проектно-тематического планирования на 2023-2024 уч.г.
ПЕРИОД
1.09-2 .09 2023

ТЕМА
Здравствуй, детский сад

4.09-08.09.2023

Осень разноцветная

11.09-15.09.2023

Урожай (овощи)

18.09-29.09.2023

Урожай (фрукты)

03.10-08.10.2023

Ягоды, грибы

09.10-13.10.2023

Хлеб

16.10-20.10.2023

Деревья

23.10-27.10.2023

Птицы

30.10-03.11.2023

Юный гражданин. Моя страна.

06.11-10.11.2023

Юный гражданин. Мой край, мой город.

13.11-17.11.2023

Человек

20.11-24.11.2023

Животные готовятся к зиме

27.11-01.12.2023

Домашние животные и птицы

03.12-08.12.2023

Зимующие птицы

11.12-22.12.2023

Зима

25.12.-29.12.2023

Новый год у ворот

09.01-12.01.2024

Зимние забавы/зимние виды спорта

15.01-26.01.2024

Путешествие вокруг света

СОБЫТИЯ (согласно программе воспитания)

«Осенний семейный кросс» - приуроченный к Дню
дошкольного работника

«Миска добра» - День защиты животных

Досуг, посвященный Дню народного единства

Галерея детского творчества, приуроченная к Дню
художника
«Зимняя сказка»

Зимняя Олимпиада

29.01.-02.02.2024

Одежда

05.02.-09.02.2024

Транспорт

12.02-16.02.2024

Стихии мира: огонь, вода, земля, воздух

19.02-23.02.2024

День защитника отечества

26.02-02.03.2024

Масленица

05.03-09.03.2024

Мамочка любимая, мамочка моя

12.03-23.03.2024

Весна (Встречаем пернатых друзей)

26.03-30.03.2024

Страна мастеров (народные промыслы)

01.04-05.04.2024
09.04-13.04.2024

Помощники человека (бытовая техника, мебель,
посуда)
Космос

16.04-20.04.2024

Водный мир

23.04-26.04.2024

Рукотворный мир (в мире профессий)

29.04.-10.05.2024

День Победы

13.05-17.05.2024

Цветы

20.05-24.05.2023

Насекомые

27.05-31.05.2023

Здравствуй, лето

Тематический досуг, приуроченный к Дню
защитника Отечества «Мама, папа, я- спортивная
семья!»

Выставка детских работ, приуроченная к
Международному женскому дню
«Букеты для наших дам»

Досуг, посвященный 1 апреля
«Подари улыбку миру»

Беседа в честь праздника Весны и Труда.
«День Победы»

Праздник, посвященный Дню защиты детей

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей
Направления
развития детей Вид детской
(образовательная деятельности
область)

Возрастная группа

Количество времени образовательной деятельности (занятий)
Группа раннего
Младшая
Средняя
возраста
группа
группа
с 2 до 3 лет
С 3 до 4 лет
С 4 до 5 лет

Старшая
группа
С 5 до 6 лет

10 мин.
15 мин.
20 мин.
25 мин.
нед
мес.
нед
мес.
нед
мес.
нед
мес.
1. Обязательная часть
Познавательное развитие
5
20
7,5
30
10
40
25
100
30
Экология
5
20
7,5
30
10
40
25
100
30
Сенсорное развитие
10
40
Формирование элементарных математических
10
40
15
60
20
80
25
100
30
представлений.
Развитие речи
10
40
15
60
20
80
25
100
30
Восприятие художественной литературы и фольклора
Осуществляется в ходе совместной образовательной деятельности в
режимных моментах и самостоятельной деятельности
Подготовка к обучению грамоте
25
100
30
Длительность образовательной деятельности

Познавательное
развитие

Речевое развитие

Художественно
-эстетическое
развитие

Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное

Познавательное

Познавательноисследовательская
деятельность
Коммуникативная,
восприятие
художественной
литературы
Музыкальная
деятельность
Изобразительная
деятельность

Подготовит.
к школе
группа
с 6 до 7 лет
30 мин.
нед
мес.
120
120
120
120

120

Музыка

20

80

30

120

40

160

50

200

60

240

Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование

10
10

40
40
-

15
7,5
7,5

60
30
30

20
10
10

80
40
40

25
25
25
25

100
100
100
100

30
30
30
30

120
120
120
120

Приобщение к искусству
Театрализованная деятельность
Двигательная деятельность
Физическая культура
Сфера социальных отношений, трудовое воспитание,
формирование основ гражданственности и
патриотизма, основ безопасного поведения

-

задачи реализуются в совместной и
самостоятельной
деятельности в центрах активности

Осуществляется в ходе совместной образовательной
деятельности врежимных моментах и самостоятельной
деятельности
Двигательная
20
80
30
120
40
160
75
300
90
360
Осуществляется в ходе совместной образовательной
Социализация
деятельности в режимных моментах и самостоятельной
деятельности
1ч40м
6ч40 2ч15 9ч45 3ч00м 13ч00 5ч50 23ч20 7ч00 24ч0
Фактическая нагрузка
100%
90%
90%
93%
80%
обязательная часть программы, %
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Познавательная
15
60
20
80
25
100
30
120
Краеведение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».