Рабочая программа средней группы № 7 на 2023-2024 уч.год

1

Содержание

I
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
II
2.1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Планируемые результаты освоения программы
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с
представленными в пяти образовательных областях

направлениями

развития

ребенка,

3
3
3
4
5
7
8
10
10

2.2.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными
в пятиобразовательных областях в части, формируемой участниками образовательных отношений

14

2.3.
2.4.

Региональный компонент
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

15
16

2.5.

Методы для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы

16

2.6.

Способы и направления поддержки детской инициативы

17

2.7.

Взаимодействие с семьями воспитанников

19

III
3.1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

21
21

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания

24

ПРИЛОЖЕНИЯ

26

2

I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2023–2024 учебный год
(далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ №223 (далее –
Программа), включая модуль «Рабочей программы воспитания», предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте
от 4 до 5 лет.
Срок реализации Программы 1 год.
С учетом жизненной ситуации ребенка сроки освоения образовательной Программы могут быть сокращены. Содержание образовательной
Программы адаптируется под особенности ребенка в индивидуальных формах работы, при активном участии родителей (лиц их заменяющих).
Режим пребывания детей в группе детского сада.
Группа общеразвивающей направленности, расположенная в здании по адресу: 620085 г. Екатеринбург, бульвар Самоцветный, 8, работает в
режиме 07.30-18.00 пятидневной учебной недели, суббота, воскресенье – выходные дни.
Группа функционирует в режиме 10,5 часового пребывания детей. Обучение и воспитание в группе ведется на русском языке.
1.1. Цель и задачи программы
Цель Программы. Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи реализации Программы обязательной части
 Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей
развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3

обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественнотворческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования.
Задачи реализации Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений
Развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры
родного края.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
В обязательной части Программа представлена Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028, и основной образовательной Программой МАДОУ от
30.08.2023 г.
Программа построена на следующих принципах МАДОУ, установленных ФГОС ДО:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение амплификация)
детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в
воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы и подходы к формированию Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений
 отражение в тематике образовательного процесса региональных особенностей;
 построение образовательного процесса с использованием социоигровых технологий, проектной деятельности;
 построение образовательной деятельности на здоровьесберегающих подходах, которые в свою очередь предполагают формирование у
дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности;
 достижение воспитанниками готовности к школе; существенным моментом в работе педагогического коллектива является переход ребёнка
4

из детского сада в начальную школу, а именно обеспечение необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им
образовательных программ начальной ступени общего образования, обеспечение преемственности на данных ступенях образования.

1.3.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Возрастная характеристика развития детей 4-5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности
интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.
Физическое развитие
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится
целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми.
Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребёнка, неспособность завершить ее по первому требованию.
Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения,
возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенны е
интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие
преграды, нанизывают бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки(хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они
аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании
(одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребёнка.
Социально-коммуникативное развитие
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребёнок
приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных
потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: Ребёнок способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого,
сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается
чрезвычайно важной его похвала.
Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается Ребёнок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую Ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для
понимания, но она вызывает интерес.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой
роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться
от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.
5

У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций
(гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребёнка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости,
грусти, огорчения, удовольствия. Ребёнок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется
самостоятельность.
Познавательное развитие
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются
причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной
деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира.
К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.
Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы
предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает
складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое
стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные
изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность
в течение 15-20 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а
также планирование последовательности действий.
Речевое развитие
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности
детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на
основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится
внеситуативной.
Художественно-эстетическое развитие
На пятом году жизни Ребёнок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко
устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отражённые в произведении искусства
действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребёнка появляется
желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение.
Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную
тему. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте
дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской,
промывать по окончании работы.
Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут
6

вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы
круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам Ребёнок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при
этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной
мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.

1.4

Планируемые результаты освоения программы

К пяти годам:
–
ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для
достижения результата, испытывает потребность в двигательной активности;
–
ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики,
активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием играет в
подвижныеигры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность;
–
ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь
внимание взрослого в случае недомогания;
–
ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации;
–
ребёнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен к его словам и мнению, стремится к познавательному,
интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает
ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру педагога проявляет сочувствие; ребёнок без напоминания взрослого
здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»;
–
ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога может договориться с детьми, стремится к
самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников; ребёнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять
в повседневной жизни;
–
ребёнок самостоятелен в самообслуживании; ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике;
отражает эти представления в играх; ребёнок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми
или сверстниками;
–
ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, речевые контакты
становятся более длительными и активными;
–
ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности; ребёнок
самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
–
ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст;
–
ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан;
–
ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен
информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой
7

активностью и любознательностью;
–
ребёнок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия;
объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;
–
ребёнок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские
действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;
–
ребёнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях, семье, семейном быте, традициях; активно участвует в
мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых
памятных местах;
–
ребёнок имеет представление о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов
неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно относится
ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
–
ребёнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти, умением непосредственно сравнивать предметы по форме и
величине, различает части суток, знает их последовательность, понимает временную последовательность «вчера, сегодня, завтра», ориентируется от
себя в движении; использует математические представления для познания окружающей действительности;
–
ребёнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства
действия, поступки, события; ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, используя
выразительные и изобразительные средства; ребёнок использует накопленный художественно-творческой опыт в самостоятельной деятельности, с
желанием участвует в культурнодосуговой деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности);
–
ребёнок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя разнообразные материалы, владеет техническими и
изобразительными умениями; ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры, активно использует предметызаместители, предлагает игровой замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество
в создании игровой обстановки;
–
ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с
игрушками,комментирует их «действия» в режиссерских играх.
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов,
предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять
особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
Цель педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (п. 3.2.3 ФГОС ДО), которая осуществляется
педагогом в рамках педагогической диагностики.
8

Периодичность проведения педагогической диагностики:
на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу
(стартовая диагностика);
на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная диагностика).
При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов
стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных
диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке,
аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций.
При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического развития.
Результаты наблюдения фиксируются в карте развития ребёнка, способ и форму их регистрации педагог выбирает
самостоятельно.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов освоения Программы в части, формируемой участниками
образовательных отношений, дополняется следующими компонентами.
Стартовая педагогическая диагностика подводятся в сентябре каждого года.
Заключительная педагогическая диагностика подводятся в мае каждого года.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка включает в себя: направления коррекционной работы, подобранные педагогом
индивидуально для каждого ребёнка, позволяющие повысить индивидуальный результат освоения программного содержания по образовательной
области, либо разделу Программы.
Критерии для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Сформировано – 3. Дети имеют предусмотренный программой запас умений, используют их для решения поставленных перед ними задач,
справляются с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Владеют необходимыми
навыками и применяют их. Ответы дают полные с объяснениями и рассуждениями, используют полные предложения. Речь спокойная, с
достаточным запасом слов, оперируют предметными терминами.
Частично сформировано – 2. Дети имеют предусмотренный программой запас умений, используют их для решения поставленных задач.
Однако им требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. При помощи взрослого, дети справляются с заданиями в полном
объёме. Дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их, но для этого им нужна помощь. Ответы дают с объяснениями и
рассуждениями, применяют сложные и простые предложения и словосочетания. Речь соответствует возрасту с достаточным запасом слов, дети
оперируют предметными терминами.
Не сформировано – 1. Дети имеют представления об умениях и навыках, предусмотренных программой для данного возраста, однако
испытывают затруднения при их использовании. Если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объёме. Помощь педагога и
вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием, часто отмалчиваются, отказываются
выполнять задания или делают их с ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания. Ответы даются без объяснений и
9

рассуждений. Дети применяют простые предложения и словосочетания. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют
предметные термины. При использовании знаний для выполнения задания результат получается недостаточно качественным.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1)
в сфере социальных отношений:
–
формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности;
–
развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание
героямлитературных и анимационных произведений, доброе отношение к животным и растениям;
–
развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям),
педагогами окружающим людям;
–
воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям;
–
воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в
общении совзрослыми и сверстниками;
–
развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в
практическойдеятельности;
–
в области формирования основ гражданственности и патриотизма:
–
воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
–
воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки,искусства и других областях;
–
развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
–
в сфере трудового воспитания:
–
формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
–
воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
–
вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
–
развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОУ и семье;
–
в области формирования основ безопасного поведения:
–
обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с
незнакомымилюдьми;
–
знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях;
–
формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
10

–

формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в т.ч. мобильных устройств,
планшетов ипрочее, исключая практическое использование электронных средств обучения.
Содержание образовательной деятельности
1)
В сфере социальных отношений
Педагог обогащает представления детей об их развитии, проговаривает и фиксирует внимание на разнообразных возрастных изменениях
(когда я был маленький, когда я буду взрослым). Способствует освоению детьми традиционных представлений о половых и тендерных
различиях,семейных ролях и отношениях.
Формирует положительную самооценку, уверенность в своих силах, отмечает позитивные изменения в развитии и поведении детей, бережно
и тактично помогает ребёнку обнаружить свои ошибки и найти адекватный способ их устранения.
Педагог способствует распознаванию и пониманию детьми эмоциональных состояний, их разнообразных проявлений, связи эмоций и
поступков людей. Создает ситуации получения детьми опыта проявления сочувствия и содействия (эмпатийного поведения) в ответ на
эмоциональное состояние сверстников и взрослых, воспитывает чувствительность и внимательность к затруднениям и переживаниям окружающих.
При чтении художественной литературы, просмотре фрагментов анимационных фильмов педагог обращает внимание на разнообразие
эмоциональных проявлений героев, комментирует и обсуждает с детьми обусловившие их причины.
Педагог развивает позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям):
обогащает представление о структуре и составе семьи, родственных отношениях; семейных событиях, делах.
Обеспечивает включенность детей в детское сообщество, умение согласовывать взаимоотношения со сверстниками. Побуждает детей
наблюдать за поведением сверстников, развивает чувствительность к поступкам сверстников, интерес к их действиям. Способствует освоению
детьми вербальных и невербальных средств и способов обращения к сверстникам, привлечения внимания и демонстрации своего расположения.
Поддерживает детей в ситуации, когда им трудно выразить собственные потребности и при урегулировании конфликтов между сверстниками,
демонстрирует культурные формы общения. Поощряет инициативу и самостоятельный выбор детьми занятий и партнеров, обогащает умение
договариваться, поддерживает совместные дела детей в небольших группах (3-4 человека). Обеспечивает развитие личностного отношения ребёнка
к соблюдению или нарушению моральных норм при взаимодействии со сверстником.
Создает условия для развития детско-взрослого сообщества.
Способствует освоению правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: напоминает и демонстрирует различные формы
приветствия, прощания, выражения благодарности и просьбы. Знакомит детей с правилами поведения в общественных местах.
Развивает позитивное отношение к ДОУ: знакомит с педагогическими и иными работниками ДОУ, с доступными для восприятия детьми
правилами жизнедеятельности в ДОУ; её традициями; воспитывает бережное отношение к пространству и оборудованию ДОУ. Обращает внимание
детей на изменение и украшение её помещений и территории, поддерживает инициативу детей и совместно планирует презентацию продуктов
деятельности (рисунков, поделок)в пространстве группы и прилегающих к ней помещениях.
2)
В области формирования основ гражданственности и патриотизма
Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине - России. Продолжает знакомить с государственной символикой Российской
Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны.
Обогащает представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием
праздника, с памятными местами в населенном пункте, котором живет, посвященными празднику.
11

Педагог обогащает представления детей о малой родине: знакомит с основными достопримечательностями населенного пункта, развивает
интерес детей к их посещению с родителями (законными представителями); знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает
эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных
видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).
Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
3)
В сфере трудового воспитания
Педагог знакомит детей с содержанием и структурой процессов хозяйственно-бытового труда взрослых, обогащает их представления,
организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых, работающих в ДОУ (как
музыкальный руководитель готовится к занятиям с детьми, как электрик меняет электрические лампочки в групповой комнате, повар делает салат на
обед). Беседует с детьми, обращает внимание на целостность трудового процесса, направленного на продуктивный результат, вызывает у детей
добрые и уважительные чувства к взрослым, которые заботятся о жизнедеятельности детей в ДОУ.
Педагог поддерживает инициативу детей узнать и рассказать о трудовой деятельности взрослых, поощряет коммуникативную активность
ребёнка, связанную с желанием рассказать о профессии мамы или папы, описать их трудовые действия, рассказать о результатах их труда.
Педагог расширяет представление детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов (металл,
стекло, бумага, картон, кожа и тому подобное), знакомит детей с ключевыми характеристиками материалов, организуя экспериментирование
способствует обогащению представлений детей об отличительных признаках материалов для создания продуктов труда (прочный (ломкий) материал,
промокаемый (водоотталкивающий) материал, мягкий (твердый) материал и тому подобное).
Педагог рассказывает детям о бытовой технике, помогающей взрослым организовать бытовой труд дома: стиральная и посудомоечная
машины, пылесос, мультиварка, миксер, мясорубка; беседует с детьми о назначении бытовой техники, формирует представление о её назначении
для ускорения и облегчения процессов бытового труда.
Педагог создает условия для позитивного включения детей в процессы самообслуживания в режимных моментах группы, поощряет желание
детей проявлять самостоятельность и инициативность, используя приемы поощрения и одобрения правильных действий детей, результатов процесса
самообслуживания. Одобряет действия детей, направленные на оказание взаимопомощи (помочь доделать поделку, помочь одеться, помочь убрать
со стола и тому подобное).
В процессе самообслуживания обращает внимание детей на необходимость бережного отношения к вещам: аккуратное складывание одежды,
возвращение игрушек на место после игры и тому подобное. В процессе самообслуживания педагог напоминает детям о важности соблюдения
очередности действий в трудовом процессе для достижения качественного результата, демонстрирует детям приемы самоконтроля для оценки
результата, поощряет действия детей, направленные на применение способов самоконтроля в процессе выполнения действий.
4)
В области формирования основ безопасности поведения
Педагог способствует обогащению представлений детей об основных правилах безопасного поведения в быту, в природе, на улице, в
реальном общении с незнакомыми людьми и в телефонных разговорах с ними.
Создает условия для расширения и углубления интереса детей к бытовым приборам и предметам быта, обсуждает вместе с детьми правила их
использования, поощряет стремление детей поделиться своим опытом сдругими, предлагает детям рассказать о том, как они дома соблюдают
правила безопасного поведения, выбирает вместе с детьми лучшие примеры. Обсуждает с детьми, что порядок в доме и ДОУ необходимо соблюдать
не только для красоты, но и для безопасности человека, что предметы и игрушки необходимо класть на свое место.
12

Рассматривает вместе с детьми картинки с правилами и алгоритмами поведения в ситуациях, опасных для здоровья и жизни, которые могут
произойти с детьми дома, в условиях ДОУ, в ближайшем с домом окружении: если неосторожно пользоваться, брать без разрешения или играть
острыми, колющими, режущими предметами, то можно порезаться или уколоться, лучше предупредить взрослого и пользоваться только под его
присмотром.
Создает игровые ситуации, в которых ребёнок может закрепить опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с
незнакомыми людьми. Обсуждают с детьми правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: как позвать взрослого на помощь, как
вызвать помощь по мобильному устройству и тому подобное.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях в части, формируемой участниками образовательных отношений
Социально-коммуникативное развитие
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– ритуал подъёма флага (ДОУ, РФ в связи с событием);
– хороводные игры в утренний отрезок времени;
– клубный час
– ежедневные «Разговорные минутки» общения перед завтраком, когда нужно настраиваться на тему дня, после дневной прогулки, перед
сном, когда детям необходимо успокоиться; вечером, после вечерней прогулки, в форме рефлексии - обсуждения с детьми наиболее важных
моментов прошедшего дня;
– ознакомление с культурными растениями, посадка, выращивание и уход за ними на групповой грядке.
Познавательное развитие
– детский совет, круг рефлексии.
– организация детской исследовательской деятельности в групповых лабораториях.
Речевое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– технология «Синквейн»;
– составление рассказа и заучивание стихов при помощи мнемосхем.
Художественно-эстетическое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– исполнительское искусство в певческих детских ансамблях, в том числе народное;
– ознакомление с проектированием и строительством разнообразных зданий и сооружений, знакомство с архитектурными стилями;
– легоконструирование.
Физическое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– фитбол;
– элементы йоги для детей.
13

2.3. Региональный компонент
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций
средствамитрадиционной народной культуры родного края.
№
п/п
1

2
3
4

Образовательная
Основные задачи
область
СоциальноВоспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому,
коммуникативное проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений
к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и
развитие
уважительное отношение к культуре и традициям Урала, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное
Приобщать детей к истории Урала. Формировать представления о традиционной культуре родного края через
развитие
ознакомление с предметным окружением, социальным миром, миром природы.
Речевое развитие Развивать все компоненты речи через знакомство с культурой Урала.
Художественно- Приобщать детей к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание
эстетическое
музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Урала. Формировать практические умения по приобщению детей
развитие
старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Региональный компонент по программе: Толстикова О.В., Савельева О.В. «Мы живем на Урале»:
образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Живописная природа полная контрастов является важнейшим средством развития ребенка – дошкольника. Дети
постигают поэтизированный мир природы через знакомство с красочной палитрой календарно - обрядовых
праздников, народным календарем, его земледельческими традициями, наставлениями многих поколений о ценностях
природы родной земли.
Сущность педагогических задач для детей 5 – 7 лет, решаемых в образовательной деятельности по ознакомлению с
народным декоративно – прикладным искусством на местном краеведческом и современном материале:
• развитие интереса к познанию жизни малой родины;
• обогащение детского опыта через наблюдения, рассматривание результатов человеческого труда, просмотр фильмов,
фотографий, альбомов; чтение литературы о родном крае, экскурсии по уголкам родного города, посещение выставок;
• воспитание умения видеть и ценить прекрасное в результатах труда человека, в природе и принимать посильное
участие в охране окружающей среды;
• выработка практических изобразительных и трудовых навыков, необходимых для приумножения народной
материальной культуры;
развитие познавательных и творческих способностей в изодеятельности и конструктивно–модельной деятельности.
14

5

Физическое
развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку,
ловкость через традиционные игры и забавы Урала.
2.4. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

Формы работы c детьми
 игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и
другие);
 общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое);
 речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
 познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и
конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
 двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных
игр и другие);
 элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная
деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах).
2.5.Методы для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы
Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагоги МАДОУ учитывают возрастные и личностные особенности детей,
педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для решения
задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
Методы работы
метод
содержание
Организации опыта
Приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации,
поведения и деятельности
игровые методы
Осознания детьми опыта
Рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы,
поведения и деятельности
этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример
Мотивации опыта поведения
Поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы
и деятельности
Методы, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей:
Предъявляется информация, организуются действия ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение,
Информационнорассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы
рецептивнцый метод
педагога или детей, чтение
15

Репродуктивный метод

Предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их
выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную
или предметно-схематическую модель);

Метод проблемногоизложения

Представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов,
наблюдений
Проблемная задача делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение
представлений в новых условиях);
Включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов
(творческие задания, опыты, экспериментирование). Для решения задач воспитания и обучения широко
применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности,
познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое.
Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях

Эвристический метод
(Частично-поисковый)
Исследовательский метод

2.6.Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских
интересах и предпочтениях. Появление возможности у ребёнка исследовать, играть, лепить,рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать,
ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка ДОУ как
уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной самостоятельной деятельности детей является утро, когда
ребёнок приходит в МАДОУ и вторая половина дня.
Любая деятельность ребёнка в ДОУ может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, в т.ч.:
- Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
- свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;
- игры - импровизации и музыкальные игры;
- речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками;
- логические игры, развивающие игры математического содержания;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
- самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:
1) уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения,
осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
16

2) организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей к применению
знаний, умений при выборе способов деятельности;
3) расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребёнок способен и
желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества, сообразительности,
поиска новых подходов;
4) поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в ДОУ, используя приемы поддержки, одобрения,
похвалы;
5) создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых
усилий, поддержку готовности и желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
6) поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному
результату, подсказывать ребёнку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно
использовать, чтобы проверить качество своего результата;
7) внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но
стремиться к её дозированию. Если ребёнок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные
условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и
смекалку ребёнка.
Для поддержки детской инициативы педагоги используют ряд способов, приемов, правил, а именно:
1) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному
решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку, педагог сначала стремится к её
минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.
2) У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать
разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением
задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях,
одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребёнка изменения в
поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребёнком. Важно уделять внимание ребёнку, уважать его интересы,
стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к
мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании
у него основ целеполагания: поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел, оценить
полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует
средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
5) Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также
способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и
проблемы привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
17

6) Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. В пространстве группы
появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали
незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки, письма-схемы, новые таинственные книги
и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить
предположения, испытывают радость открытия и познания.
* Условия, способы, приёмы, направления поддержки детской инициативы в ООП ДО соответствуют Федеральной образовательной
программе дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
(п.25.4. – 25.8 раздел III ФОП ДО).
2.7.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы сотрудничества с семьей
–
Консультирование родителей, индивидуальные беседы.
–
Общие и групповые родительские собрания.
–
Приобщение родителей к реализации тематического периода.
–
Привлечение родителей к подготовке презентаций проектов тематического периода.
–
Дни открытых дверей.
–
Проведение открытых просмотров образовательной деятельности для родителей.
–
Анкетирование.
–
Проведение круглых столов, мастер – классов, тренингов.
–
Оформление выставок детского художественного творчества, галерей; работа семейных художественных студий.
–
Издательская деятельность для родителей: выпуск тематической раздаточной информации педагогического просвещения в форме
брошюр.
–
Стендовая информация.
–
Новости на сайте детского сада, в социальной сети «Вконтакте».
–
Размещение задач тематических периодов и ежедневной информации об образовательной деятельности с детьми «Образовательная
афиша».
–
Совместная деятельность: проекты, опросы по темам.

18

19

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

–

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей.
РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
–
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) представляет собой единство специально организованного
пространства как внешнего (территория), таки внутреннего (групповые, специализированные, технологические, административные и иные
пространства), материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста,
охраны и укрепления их здоровья, материалов для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
–
РППС создает возможности для учета особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития. РППС
организована как единое пространство, все компоненты которого, согласованы между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
При проектировании РППС учтены:
–
этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия;
–
возраст, опыт, уровень развития детей и особенностей их деятельности - содержание воспитания и образования;
–
задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
–
возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников, участников
сетевого взаимодействия и пр.).
РППС соответствует:
–
требованиям ФГОС ДО;
–
федеральной образовательной программе ДОО;
–
материально-техническим и медикосоциальным условиям пребывания детей в ДОО; возрастным особенностям детей;
–
воспитывающему характеру образования детей; требованиям безопасности и надежности.
–
РППС обеспечивает:
–
целостность образовательного процесса и включает всё необходимое для реализации содержания каждого из направлений развития и
образования детей (согласно ФГОС ДО.)
–
возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно исследовательской, двигательной, продуктивной и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их
здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО, РППС: содержательно-насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная;
безопасная.
Развивающая предметно-пространственная среда организована в виде мобильных центров детской активности:
предусматривается следующий комплекс центров детской активности:
- центр искусства для развития творчества детей: цветные мелки, смываемые маркеры, цветные карандаши, краски (акварельные, гуашь,
пальчиковые), шаблоны, трафареты, печатки, бумага для рисования, цветная бумага, кисти, пластилин, доски для работы с пластилином, салфетки,
20

клеенки для работы с клеем, ножницы для правой и левой рук, материалы для коллажей, клей, ватман, картон, газеты, использованная бумага из
журналов, обои. Ежедневно в распоряжении детей бросовые материалы, например, проволока, тесьма и другое.
Яркие картинки на основные цвета и их оттенки, иллюстрации с различными видами изобразительного искусства, место для хранения и
выставки детских рисунков, «полочки красоты» с произведениями декоративно-прикладного искусства.
- центр конструирования для развития конструктивных умений, организации строительных игр: большой настольный конструктор
деревянный с неокрашенными и цветными элементами, комплект конструкторов с соединением в различных плоскостях (металлический, шиповый,
магнитный, шарнирный), комплекты строительных деталей напольные с плоскостными элементами, комплект транспортных средств к напольному
коврику «Дорожное движение», мягкий напольный конструктор, конструкторы разных форм и величины, цельные и полые блоки, цилиндры,
длинные доски, половинки кругов, треугольники, скаты; картонные ящики, коробки; ящики с аксессуарами строительства (фигурками людей и
животных, машинки, лодки, самолетики, каски для строителей, веревки, ж/д билеты и т.д.); большие машины и грузовики, самолеты и
корабли.Техника: машины легковые и грузовые, трактор. Светофор. Инструменты: топор, молоток, плоскогубцы, ножовка. Плакаты по правилам
дорожного движения.
- центр познания и речи содержит серии из 2-3 и 4-6 картинок для установления последовательности действий и событий, комплекты серии из
4-6 картинок части суток (деятельность людей ближайшего окружения), серии картинок Времена года» (сезонные явления и деятельность людей) ,
комплект серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации,
серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий, серии картинок времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды
работ и отдыха людей), сюжетные картинки (с различной тематикой крупного и мелкого формата) – комплект по теме согласно тематическому
планированию, тематические папки по темам тематического планирования
- литературный центр (центр грамотности и письма) может включать модули Библиотека, содержит разные книги, размещенные на
открытой витрине портреты писателей иллюстрации, картины, открытки фотографии, отражающие жизнь детей в семьях детские книги,
изготовленные при занятиях книгоиздательством, Грамотность и письмо включает алфавит (буквы), азбуки, раскраски с буквами, ручки, карандаши,
фломастеры, компьютер, столы, стулья, магнитная доска пишущая машинка трафареты букв и слов, доски, мелки, магниты бумага в клетку, в
линейку, карточки.
- центр игры и драматизации включает пособия и игрушки для всех видов сюжетно-ролевых игр и предметы-заместители: весы детские,
автомобиля (крупного, среднего и мелкого размера), коляски прогулочная, коляска-люлька для кукол, куклы (грудного и среднего размера, куклымладенцы разных рас и с гендерными признаками, кукольная мебель (кровать, шкафы, столы), кукольный дом с мебель» (дерево) – комплект,
кукольный стол со стульями (кратного размера) – комплект, кухонная плита (соразмерная росту ребенка), Кухонная плита шкафчик (кранная),
кухонный шкафчик (соразмерный роста- ребенка), ландшафтный макет (коврик), Модуль-основа для игр «Кухня», Магазин,
«Мастерская», «Парикмахерская», «Поликлиника», Парковка, набор кукольной одежды, набор кукольных постельные принадлежностей,
набор кухонной посуды для игры с куклой, набор мебели для кукол, набор медицинских принадлежностей, набор муляжей овощей и фруктов, набор
парикмахера, набор пальчиковых кукол по сказках, набор фигурок Семья, набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и
пропорциями, набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями, фигурки домашних животных с реалистичными
изображением и пропорциями, набор фигурок людей разных профессий, набор чайной посуды, набор «Гладильная доска и утюг» , настольный
футбол или хоккей, машины- техника строительная, спецтехника, приборы домашнего обихода – комплект, перчаточные куклы – комплект, ширма
для кукольного театра, трансформируемая, элементы костюма для уголка ряженья, набор карточек с изображением знаков дорожного движения,
21

сказка на магнитах , кукольный театр, театр на столе "Кот в сапогах", "Репка", "Теремок", «Колобок" м др., пальчиковый театр , игрушки на
руку(профессии, сказочные герои, семья),
- Центр песка и воды перечень оборудования: мерные чашки, ложки, дуршлаги, противни, весы, венички, пробки, губки, ведра, воронки,
формочки для печения, палочки и бруски, стаканы, метелки, мыло, детская посуда, кораблики, одежда для кукол, совки, сито, плоские тарелки,
маленькие игрушки (машины, животные), пластмассовые банки, взбивалки, щетки, куклы, пипетки.
- Центр науки и естествознания: весы, магниты, микроскоп, мерные ложки, компас, увеличительные стекла, ручные лупы, линейки, шкалы,
мерные чашки, пластиковые чашки, песочные часы, часы, пинцеты, щипчики, воронки, большей детский атлас, коллекция бумаги, коллекция
минералов, коллекция растений (гербарий), коллекция семян н плодов, коллекция тканей, набор пробирок большого размера, набор для
экспериментирования с водой: стол-поддон емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки,
сачки, набор для экспериментирования с песком, набор из геометрических тел и карточек с изображениями их проекций в трех плоскостях, набор из
двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта, набор из рычажных весов с объемными чашами и комплектом
гирь и разновесов для измерения и сравнения масс и объемов, телескопический стаканчик с крышкой, увеличительная шкатулка, установка для
наблюдения за насекомыми, фигурки домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями, набор фигурок животных Африки с
реалистичными изображением и пропорциями, набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями, физическая карта
мира (полушарий), часы игровые, часы с круглым циферблатом, наборы детски «Научные опыты» - «Индикатор кислот» , «Карта созвездий»,
«Магическая колба» и др.
-Центр настольно- манипуляторных игр : головоломки-лабиринты, деревянная двухсторонняя игрушка с втулками и молоточком для
забивания, деревянная игрушка с желобами для прокатывания шарика, домино логическое с разной тематикой, доска-основа с вкладышами и с
изображением в виде пазла, игра для тренировки памяти, логики, игрушки-забавы, игры-головоломки, мозаика разных видов, лото, набор блоков с
прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением, набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам,
волчки, наборы для сотавления узоров, пазлы, парные картинки, наборы кубиков с цветными гранями, с спорами и числовыми фигурами, набор
материалов Монтессори, набор объемные вкладышей по принципу матрешки, настольно-печатные игры для детей разного возраста, планшет «Дни
недели», развивающее панно, разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками, разрезные картинки, разделенные на 2-16 частей, рамкивкладыши с различными формами, разными по величине, тематические, танграм, шахматы, шашки, шнуровка различного уровня сложности, наборы
для сериации по величине – бруски, цилиндры и т. п. (6–8 элементов каждого признака), бизиборды тематические, геоборды тематические, сортеры,
комодики тематические, наборы шестерёнок, счётные палочки по методике Кюизенера, Блоки Дьеныша.
Групповое пространство предполагает оформление «говорящих стен», выделенное место-подиум, с которого начинается день планированием
и выбором деятельности, а также проведения рефлексии в конце дня, работа с доской выбора, развивающие и игровые центры, и место для детских
достижений.
Полноценное освоение детьми образовательного пространства группы, «обживание» ими предметной среды предполагает: маркировку
центров активности, оформление навигации пространства и оборудования детьми.
В группах «говорящая» среда имеет:

среду-приглашения «Здравствуй, я пришел», «Экраны настроения», «Правила группы»,

среду выбора и планирования «Доска выбора», «Модели 3-5 вопросов», «Азбука события», паутинка

среду фиксации детских достижений «Звезда недели», «Книги открытий», «Наши достижения», персональные выставки
22

воспитанников, «Герой дня» направлена на оценку детьми собственного результата и самих себя.
Говорящая среда меняется, наращивается в проекте, изменения ежедневны. Трансформируемая и мобильная мебель и оборудование
позволяет менять пространство под запросы детей.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
В МАДОУ созданы необходимые условия, для целенаправленной работы, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнитьзаданные
задачи.
Все помещения оснащены технологическим оборудованием, учебно- наглядными пособиями, мягким и твердым инвентарем, соответствуют
требованиям и нормам правил пожарной, санитарно-гигиенической безопасности и эпидемиологическому режиму.
В МАДОУ созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1)
возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Федеральной программы;
2)
выполнение МАДОУ требований
санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, содержащихся в СП
2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный N 60833), действующим до 1 января 2027 года (далее СанПиН 2.3/2.4.3590-20), СанПиН 1.2.3685-21:

к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

оборудованию и содержанию территории;

помещениям, их оборудованию и содержанию;

естественному и искусственному освещению помещений;

отоплению и вентиляции; водоснабжению и канализации;

организации питания;

медицинскому обеспечению;

приему детей в организации, осуществляющих образовательную деятельность; организации режима дня;

организации физического воспитания;

личной гигиене персонала;
–
выполнение ДОО требований пожарной безопасности и электробезопасности;
3)
выполнение ДОО требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников ДОО;
4) Возможность для
беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов к объектам
инфраструктуры.
При создании материально-технических условий для детей с ОВЗ ДОО учитывает особенности их физического и психического развития.
23

МАДОУ имеет необходимое оснащение и оборудование для всех видов воспитательной и образовательной деятельности обучающихся (в том
числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности:

помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно- исследовательскую
деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей дошкольного возраста, содержания Федеральной программы;

мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного, театрального,
музыкальноготворчества, музыкальные инструменты;

административные помещения, методический кабинет;

помещения для занятий специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог);

помещения, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического здоровья, в том числе мед. кабинет;

оформленная территория и оборудованные участки для прогулки в ДОУ.
Программа оставляет за МАДОУ право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования,
материалов, исходя из особенностей реализации образовательной программы.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

План проектно-тематического планирования на 2023-2024 уч.г.
ПЕРИОД
1.09-2 .09 2023

ТЕМА
Здравствуй, детский сад

4.09-08.09.2023

Осень разноцветная

11.09-15.09.2023

Урожай (овощи)

18.09-29.09.2023

Урожай (фрукты)

03.10-08.10.2023

Ягоды, грибы

09.10-13.10.2023

Хлеб

16.10-20.10.2023

Деревья

23.10-27.10.2023

Птицы

30.10-03.11.2023

Юный гражданин. Моя страна.

06.11-10.11.2023

Юный гражданин. Мой край, мой город.

13.11-17.11.2023

Человек

20.11-24.11.2023

Животные готовятся к зиме

27.11-01.12.2023

Домашние животные и птицы

03.12-08.12.2023

Зимующие птицы

11.12-22.12.2023

Зима

25.12.-29.12.2023

Новый год у ворот

СОБЫТИЯ (согласно программе воспитания)

«Осенний семейный кросс» - приуроченный к Дню
дошкольного работника

«Миска добра» - День защиты животных

25

Досуг, посвященный Дню народного единства

Галерея детского творчества, приуроченная к Дню
художника
«Зимняя сказка»

09.01-12.01.2024

Зимние забавы/зимние виды спорта

15.01-26.01.2024

Путешествие вокруг света

29.01.-02.02.2024

Одежда

05.02.-09.02.2024

Транспорт

12.02-16.02.2024

Стихии мира: огонь, вода, земля, воздух

19.02-23.02.2024

День защитника отечества

26.02-02.03.2024

Масленица

05.03-09.03.2024

Мамочка любимая, мамочка моя

12.03-23.03.2024

Весна (Встречаем пернатых друзей)

26.03-30.03.2024

Страна мастеров (народные промыслы)

01.04-05.04.2024
09.04-13.04.2024

Помощники человека (бытовая техника, мебель,
посуда)
Космос

16.04-20.04.2024

Водный мир

23.04-26.04.2024

Рукотворный мир (в мире профессий)

29.04.-10.05.2024

День Победы

13.05-17.05.2024

Цветы

20.05-24.05.2023

Насекомые

27.05-31.05.2023

Здравствуй, лето

Зимняя Олимпиада

Тематический досуг, приуроченный к Дню
защитника Отечества «Мама, папа, я- спортивная
семья!»

Выставка детских работ, приуроченная к
Международному женскому дню
«Букеты для наших дам»

Досуг, посвященный 1 апреля
«Подари улыбку миру»

Беседа в честь праздника Весны и Труда.
«День Победы»

Праздник, посвященный Дню защиты детей

26

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей
Направления
развития детей
(образовательн
аяобласть)

Возрастная группа

Вид
детской
деятельност
и

Количество времени образовательной деятельности (занятий)
Группа
Младшая
Средняя
раннео
группа
группаС 4 до 5
возраста
С 3 до 4 лет
лет
с 2 до 3 лет

Старшая
группа
С 5 до 6
лет

10 мин.
15 мин.
20 мин.
25 мин.
нед
мес.
нед
мес.
нед
мес.
нед
мес.
1. Обязательная часть
Познавательное развитие
5
20
7,5
30
10
40
25
100
30
Экология
5
20
7,5
30
10
40
25
100
30
Сенсорное развитие
10
40
Формирование элементарных математических
10
40
15
60
20
80
25
100
30
представлений.
Развитие речи
10
40
15
60
20
80
25
100
30
Восприятие художественной литературы и фольклора
Осуществляется в ходе совместной образовательной деятельности в
режимных моментах и самостоятельной деятельности
Подготовка к обучению грамоте
25
100
30
Длительность образовательной деятельности

Познавательное
развитие

Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие

Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное

Познавательное

Познавательноисследовательска
ядеятельность
Коммуникативна
я,восприятие
художественной
литературы
Музыкальная
деятельность
Изобразительна
я
деятельность

Подготовите
льная к
школе
группа
с 6 до 7 лет
30 мин.
нед
мес.
120
120
120
120

120

Музыка

20

80

30

120

40

160

50

200

60

240

Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование

10
10

40
40
-

15
7,5
7,5

60
30
30

20
10
10

80
40
40

25
25
25
25

100
100
100
100

30
30
30
30

120
120
120
120

-

задачи реализуются в совместной и
самостоятельной
деятельности в центрах активности

Приобщение к искусству
Театрализованная деятельность
Двигательная деятельность
Физическая культура
Сфера социальных отношений, трудовое воспитание,
формирование основ гражданственности и
патриотизма, основ безопасного поведения

Осуществляется в ходе совместной образовательной
деятельности врежимных моментах и самостоятельной
деятельности
Двигательная
20
80
30
120
40
160
75
300
90
360
Осуществляется в ходе совместной образовательной
Социализация
деятельности в режимных моментах и самостоятельной
деятельности
1ч40м 6ч40 2ч15 9ч45 3ч00м 13ч00 5ч50 23ч20 7ч00 24ч0
Фактическая нагрузка
100%
90%
90%
93%
80%
обязательная часть программы, %
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Познавательно15
60
20
80
25
100
30
120
Краеведение

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».