Рабочая программа раннего возраста в 1 младшей группе № 1 на 2023-2024 уч.год

Содержание

I
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
II
2.1.

Пояснительная записка
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Цель и задачи программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Планируемые результаты освоения программы
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с
представленными в пяти образовательных областях

направлениями

развития

ребенка,

3
3
4
4
4
7
8
10
10

2.2.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными
в пятиобразовательных областях в части, формируемой участниками образовательных отношений

13

2.3.
2.4.

Региональный компонент
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

14
15

2.5.

Методы для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы

15

2.6.2

Способы и направления поддержки детской инициативы

16

2.7.

Взаимодействие с семьями воспитанников

18

III
3.1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

20
20

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания

23

ПРИЛОЖЕНИЯ

25

2

I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2023–2024 учебный год
(далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ №223 (далее –
Программа), включая модуль «Рабочей программы воспитания», предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте
от 2 до 3 лет.
Срок реализации Программы 1 год.
С учетом жизненной ситуации ребенка сроки освоения образовательной Программы могут быть сокращены. Содержание образовательной
Программы адаптируется под особенности ребенка в индивидуальных формах работы, при активном участии родителей (лиц их заменяющих).
Режим пребывания детей в группе детского сада.
Группа общеразвивающей направленности, расположенная в здании по адресу: 620085 г. Екатеринбург, бульвар Самоцветный, 8, работает в
режиме 07.30-18.00 пятидневной учебной недели, суббота, воскресенье – выходные дни.
Группа функционирует в режиме 10,5 часового пребывания детей. Обучение и воспитание в группе ведется на русском языке.
1.1. Цель и задачи программы
Цель Программы. Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи реализации Программы обязательной части
 Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей
развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3

обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественнотворческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования.
Задачи реализации Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений
Развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры
родного края.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
В обязательной части Программа представлена Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028, и основной образовательной Программой МАДОУ от
30.08.2023 г.
Программа построена на следующих принципах МАДОУ, установленных ФГОС ДО:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение амплификация)
детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в
воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы и подходы к формированию Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений
 отражение в тематике образовательного процесса региональных особенностей;
 построение образовательного процесса с использованием социоигровых технологий, проектной деятельности;
 построение образовательной деятельности на здоровьесберегающих подходах, которые в свою очередь предполагают формирование у
дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности;
 достижение воспитанниками готовности к школе; существенным моментом в работе педагогического коллектива является переход ребёнка
из детского сада в начальную школу, а именно обеспечение необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им
4

образовательных программ начальной ступени общего образования, обеспечение преемственности на данных ступенях образования.
1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастная характеристика развития детей 2-3 лет.
Физическое развитие
К концу третьего года рост ребёнка может составлять от 99 до 101 см, а вес - от 14 до 16 кг. Ребёнок меняется и внешне. Исчезает округлость
тела, ноги становятся длиннее. На третьем году время бодрствования ребёнка увеличивается до 6—6,5 ч. Однако надо помнить, что нервная система
ребёнка еще не отличается выносливостью и он быстро утомляется.
Познавательное развитие
Продолжается развитие ребёнка в предметной деятельности. В условиях предметной и других видов деятельности Ребёнок выявляет
отдельные признаки предметов, сравнивает их между собой, обобщает по данному признаку наглядно-действенным способом. Нагляднодейственное познание окружающего способствует развитию памяти, воображения и других психических процессов, важнейших умственных
действий: анализа, синтеза, сравнения.
В условиях моделирующих видов деятельности (игре, изобразительной деятельности) Ребёнок активно репродуцирует и преобразует знания,
проявляет предпосылки творчества.
Речевое развитие
Содержание предметной деятельности обогащает пассивный и активный словарь. У ребёнка развивается самостоятельность в познании
предметов быта, природных, дидактических материалов, продолжается сенсорное развитие малыша.
Социально-коммуникативное развитие
Общение становится средством взаимодействия со взрослыми и детьми в разных видах и сферах деятельности. Под влиянием оценки
взрослого возникает недифференцированная самооценка («Я хороший», «Я плохой»), изменяется отношение ребёнка к взрослому как образцу для
подражания, интенсивно развивается стремление к самостоятельности, оформляется позиция «я сам». Ребёнок знает и выполняет элементарные
правила взаимодействия со взрослым и со сверстниками.
Художественно-эстетическое развитие.
Ребёнок способен проявлять интерес к предметам изобразительного искусства, замечает, понимает изображение знакомых предметов,
явлений. Малыш способен эмоционально откликаться на содержание художественного образа, на эстетические особенности предметов, его
окружающих, осознавать и выражать свои чувства. Ребёнок проявляет интерес к изобразительной деятельности, увлеченно использует
разнообразные материалы (карандаши, фломастеры, краски).
У него появляются любимые музыкальные произведения. Малыш проявляет активность в музыкально-игровой деятельности, участвует в
спектакле.

–

1.4
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам)
У ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за
взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам;
5

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

с желанием играет в подвижные игры;
ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание,
раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом; ребёнок понимает и выполняет простые
поручения взрослого;
ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; ребёнок способен направлять свои действия на
достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные вобщение;
может обращаться с вопросами и просьбами;
ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым; ребёнок рассматривает картинки, показывает и
называет предметы, изображенные на них;
ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует
первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное
отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов,
предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять
особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
Цель педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (п. 3.2.3 ФГОС ДО), которая осуществляется
педагогом в рамках педагогической диагностики.
Периодичность проведения педагогической диагностики:
на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу
(стартовая диагностика);
на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная диагностика).
При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов
стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
6

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных
диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке,
аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций.
При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического развития.
Результаты наблюдения фиксируются в карте развития ребёнка, способ и форму их регистрации педагог выбирает
самостоятельно.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов освоения Программы в части, формируемой участниками
образовательных отношений, дополняется следующими компонентами.
Стартовая педагогическая диагностика подводятся в сентябре каждого года.
Заключительная педагогическая диагностика подводятся в мае каждого года.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка включает в себя: направления коррекционной работы, подобранные педагогом
индивидуально для каждого ребёнка, позволяющие повысить индивидуальный результат освоения программного содержания по образовательной
области, либо разделу Программы.
Критерии для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Сформировано – 3. Дети имеют предусмотренный программой запас умений, используют их для решения поставленных перед ними задач,
справляются с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Владеют необходимыми
навыками и применяют их. Ответы дают полные с объяснениями и рассуждениями, используют полные предложения. Речь спокойная, с
достаточным запасом слов, оперируют предметными терминами.
Частично сформировано – 2. Дети имеют предусмотренный программой запас умений, используют их для решения поставленных задач.
Однако им требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. При помощи взрослого, дети справляются с заданиями в полном
объёме. Дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их, но для этого им нужна помощь. Ответы дают с объяснениями и
рассуждениями, применяют сложные и простые предложения и словосочетания. Речь соответствует возрасту с достаточным запасом слов, дети
оперируют предметными терминами.
Не сформировано – 1. Дети имеют представления об умениях и навыках, предусмотренных программой для данного возраста, однако
испытывают затруднения при их использовании. Если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объёме. Помощь педагога и
вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием, часто отмалчиваются, отказываются
выполнять задания или делают их с ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания. Ответы даются без объяснений и
рассуждений. Дети применяют простые предложения и словосочетания. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют
предметные термины. При использовании знаний для выполнения задания результат получается недостаточно качественным.

7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях
От 2 лет до 3 лет
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к ДОУ;

развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;

поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к
конкретнымдействиямпомощи, заботы, участия;

формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко
выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть), о семье и ДОУ;

формировать первичные представления ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и
близкихчленах семьи.
Содержание образовательной деятельности
Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником, узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает
помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям
вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал и
повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку основные части тела и лица человека,его действия. Поддерживает желание
ребёнка называть и различать основные действия взрослых.
Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека, обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой,
жестами, интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания,
помогающие закрепить представление об эмоциях, в т.ч. их узнавание на картинках.
Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи: детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление
детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьимогут заботиться друг о друге.
Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов,
которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы, назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям
ориентироваться в пространстве группы.
Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные правила поведения («можно», «нельзя»). Личным показом демонстрирует
правила общения: здоровается, прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста», напоминает детям о важности использования данных слов в процессе
общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка при использовании «вежливых слов».
Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребёнка
выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу.
Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность
8

в ходе участия в играх.
Педагог формирует представление детей о простых предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях в части, формируемой участниками образовательных отношений
Социально-коммуникативное развитие
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– ритуал подъёма флага (ДОУ, РФ в связи с событием);
– хороводные игры в утренний отрезок времени;
– ежедневные «Разговорные минутки» общения перед завтраком, когда нужно настраиваться на тему дня, после дневной прогулки, перед
сном, когда детям необходимо успокоиться; вечером, после вечерней прогулки, в форме рефлексии - обсуждения с детьми наиболее важных
моментов прошедшего дня;
– ознакомление с культурными растениями, посадка, выращивание и уход за ними на групповой грядке.
Познавательное развитие
– утренний круг;
– организация детской исследовательской деятельности в групповых лабораториях.
Речевое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– составление рассказа и заучивание стихов при помощи движений тела и пальчиков.
Художественно-эстетическое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– исполнительское искусство в певческих детских ансамблях, в том числе народное.
Физическое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– дыхательных гимнастик;
– уражнений «зверобики» (подражания движений животных в играх).

9

2.3. Региональный компонент
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций
средствамитрадиционной народной культуры родного края.
№
п/п
1

2
3
4

Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие

•
•

5

Физическое
развитие

Основные задачи
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому,
проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений
к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и
уважительное отношение к культуре и традициям Урала, стремление сохранять национальные ценности.
Приобщать детей к истории Урала. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с
предметным окружением, социальным миром, миром природы.
Развивать
все компоненты
речи через знакомство с культурой Урала.
Приобщать детей к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки,
разучивание песен, хороводов, традиций Урала. Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного
возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Живописная природа полная контрастов является важнейшим средством развития ребенка – дошкольника. Дети постигают
поэтизированный мир природы через знакомство с красочной палитрой календарно - обрядовых праздников, народным
календарем, его земледельческими традициями, наставлениями многих поколений о ценностях природы родной земли.
Сущность педагогических задач для детей 2 – 3 лет, решаемых в образовательной деятельности по ознакомлению с народным
декоративно – прикладным искусством на местном краеведческом и современном материале:
развитие интереса к познанию жизни малой родины;
обогащение детского опыта через наблюдения, рассматривание результатов человеческого труда, фотографий, альбомов; чтение
литературы о родном крае, посещение выставок;
развитие познавательных и творческих способностей в изодеятельности и конструктивно–модельной деятельности.
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку,ловкость
через традиционные игры и забавы Урала.

10

2.4. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы работы c детьми
 игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и
другие);
 общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое);
 речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
 познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и
конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
 двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных
игр и другие);
 элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная
деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах).
2.5.Методы для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы
Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагоги МАДОУ учитывают возрастные и личностные особенности детей,
педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для решения
задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
Методы работы
метод
содержание
Организации опыта
Приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации,
поведения и деятельности игровые методы
Осознания детьми
Рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы,
опыта поведения и
этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример
деятельности
Мотивации опыта
Поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы
поведения
и деятельности
Методы, в основу которых положен характер познавательной деятельности
детей:
Предъявляется информация, организуются действия ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение,
Информационно
рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы
- рецептивнцый
педагога или детей, чтение
метод
11

Репродуктивный метод

Предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их
выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на
предметную или предметно-схематическую модель);

Метод проблемного
изложения
Эвристический метод
(Частично-поисковый)
Исследовательский метод

Представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов,
наблюдений
Проблемная задача делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение
представлений в новых условиях);
Включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов
(творческие задания, опыты, экспериментирование). Для решения задач воспитания и обучения широко
применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности,
познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое.
Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях

2.6.Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских
интересах и предпочтениях. Появление возможности у ребёнка исследовать, играть, лепить,рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать,
ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка ДОУ как
уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной самостоятельной деятельности детей является утро, когда
ребёнок приходит в МАДОУ и вторая половина дня.
Любая деятельность ребёнка в ДОУ может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, в т.ч.:
- Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
- свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;
- игры - импровизации и музыкальные игры;
- речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками;
- логические игры, развивающие игры математического содержания;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
- самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:
1) уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения,
12

осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
2) организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей к применению
знаний, умений при выборе способов деятельности;
3) расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребёнок способен и
желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества, сообразительности,
поиска новых подходов;
4) поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в ДОУ, используя приемы поддержки, одобрения,
похвалы;
5) создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых
усилий, поддержку готовности и желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
6) поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному
результату, подсказывать ребёнку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно
использовать, чтобы проверить качество своего результата;
7) внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но
стремиться к её дозированию. Если ребёнок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные
условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и
смекалку ребёнка.
Для поддержки детской инициативы педагоги используют ряд способов, приемов, правил, а именно:
1) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному
решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку, педагог сначала стремится к её
минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.
2) У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать
разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением
задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях,
одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребёнка изменения в
поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребёнком. Важно уделять внимание ребёнку, уважать его интересы,
стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к
мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании
у него основ целеполагания: поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел, оценить
полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует
средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
5) Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также
способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и
13

проблемы привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
6) Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. В пространстве группы
появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали
незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки, письма-схемы, новые таинственные книги
и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить
предположения, испытывают радость открытия и познания.
* Условия, способы, приёмы, направления поддержки детской инициативы в ООП ДО соответствуют Федеральной образовательной
программе дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
(п.25.4. – 25.8 раздел III ФОП ДО).
2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников
Формы сотрудничества с семьей
–
Консультирование родителей, индивидуальные беседы.
–
Общие и групповые родительские собрания.
–
Приобщение родителей к реализации тематического периода.
–
Привлечение родителей к подготовке презентаций проектов тематического периода.
–
Дни открытых дверей.
–
Проведение открытых просмотров образовательной деятельности для родителей.
–
Анкетирование.
–
Проведение круглых столов, мастер – классов, тренингов.
–
Оформление выставок детского художественного творчества, галерей; работа семейных художественных студий.
–
Издательская деятельность для родителей: выпуск тематической раздаточной информации педагогического просвещения в форме
брошюр.
–
Стендовая информация.
–
Новости на сайте детского сада, в социальной сети «Вконтакте».
–
Размещение задач тематических периодов и ежедневной информации об образовательной деятельности с детьми «Образовательная
афиша».
–
Совместная деятельность: проекты, опросы по темам.

14

15

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

–

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей.
РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
–
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) представляет собой единство специально организованного
пространства как внешнего (территория), таки внутреннего (групповые, специализированные, технологические, административные и иные
пространства), материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста,
охраны и укрепления их здоровья, материалов для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
–
РППС создает возможности для учета особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития. РППС
организована как единое пространство, все компоненты которого, согласованы между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
При проектировании РППС учтены:
–
этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия;
–
возраст, опыт, уровень развития детей и особенностей их деятельности - содержание воспитания и образования;
–
задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
–
возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников, участников
сетевого взаимодействия и пр.).
РППС соответствует:
–
требованиям ФГОС ДО;
–
федеральной образовательной программе ДОО;
–
материально-техническим и медикосоциальным условиям пребывания детей в ДОО; возрастным особенностям детей;
–
воспитывающему характеру образования детей; требованиям безопасности и надежности.
–
РППС обеспечивает:
–
целостность образовательного процесса и включает всё необходимое для реализации содержания каждого из направлений развития и
образования детей (согласно ФГОС ДО.)
–
возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно исследовательской, двигательной, продуктивной и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их
здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО, РППС: содержательно-насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная;
безопасная.
Развивающая предметно-пространственная среда организована в виде мобильных центров детской активности:
предусматривается следующий комплекс центров детской активности:
- центр искусства для развития творчества детей: цветные мелки, смываемые маркеры, цветные карандаши, краски (акварельные, гуашь,
пальчиковые), шаблоны, трафареты, печатки, бумага для рисования, цветная бумага, кисти, пластилин, доски для работы с пластилином, салфетки,
16

клеенки для работы с клеем, ножницы для правой и левой рук, материалы для коллажей, клей, ватман, картон, газеты, использованная бумага из
журналов, обои. Ежедневно в распоряжении детей бросовые материалы, например, проволока, тесьма и другое.
Яркие картинки на основные цвета и их оттенки, иллюстрации с различными видами изобразительного искусства, место для хранения и
выставки детских рисунков, «полочки красоты» с произведениями декоративно-прикладного искусства.
- центр конструирования для развития конструктивных умений, организации строительных игр: большой настольный конструктор
деревянный с неокрашенными и цветными элементами, комплект конструкторов с соединением в различных плоскостях (металлический, шиповый,
магнитный, шарнирный), комплекты строительных деталей напольные с плоскостными элементами, комплект транспортных средств к напольному
коврику «Дорожное движение», мягкий напольный конструктор, конструкторы разных форм и величины, цельные и полые блоки, цилиндры,
длинные доски, половинки кругов, треугольники, скаты; картонные ящики, коробки; ящики с аксессуарами строительства (фигурками людей и
животных, машинки, лодки, самолетики, каски для строителей, веревки, ж/д билеты и т.д.); большие машины и грузовики, самолеты и
корабли.Техника: машины легковые и грузовые, трактор. Светофор. Инструменты: топор, молоток, плоскогубцы, ножовка. Плакаты по правилам
дорожного движения.
- центр познания и речи содержит серии из 2-3 и 4-6 картинок для установления последовательности действий и событий, комплекты серии из
4-6 картинок части суток (деятельность людей ближайшего окружения), серии картинок Времена года» (сезонные явления и деятельность людей) ,
комплект серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации,
серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий, серии картинок времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды
работ и отдыха людей), сюжетные картинки (с различной тематикой крупного и мелкого формата) – комплект по теме согласно тематическому
планированию, тематические папки по темам тематического планирования
- литературный центр (центр грамотности и письма) может включать модули Библиотека, содержит разные книги, размещенные на
открытой витрине портреты писателей иллюстрации, картины, открытки фотографии, отражающие жизнь детей в семьях детские книги,
изготовленные при занятиях книгоиздательством, Грамотность и письмо включает алфавит (буквы), азбуки, раскраски с буквами, ручки, карандаши,
фломастеры, компьютер, столы, стулья, магнитная доска пишущая машинка трафареты букв и слов, доски, мелки, магниты бумага в клетку, в
линейку, карточки.
- центр игры и драматизации включает пособия и игрушки для всех видов сюжетно-ролевых игр и предметы-заместители: весы детские,
автомобиля (крупного, среднего и мелкого размера), коляски прогулочная, коляска-люлька для кукол, куклы (грудного и среднего размера, куклымладенцы разных рас и с гендерными признаками, кукольная мебель (кровать, шкафы, столы), кукольный дом с мебель» (дерево) – комплект,
кукольный стол со стульями (кратного размера) – комплект, кухонная плита (соразмерная росту ребенка), Кухонная плита шкафчик (кранная),
кухонный шкафчик (соразмерный роста- ребенка), ландшафтный макет (коврик), Модуль-основа для игр «Кухня», Магазин,
«Мастерская», «Парикмахерская», «Поликлиника», Парковка, набор кукольной одежды, набор кукольных постельные принадлежностей,
набор кухонной посуды для игры с куклой, набор мебели для кукол, набор медицинских принадлежностей, набор муляжей овощей и фруктов, набор
парикмахера, набор пальчиковых кукол по сказках, набор фигурок Семья, набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и
пропорциями, набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями, фигурки домашних животных с реалистичными
изображением и пропорциями, набор фигурок людей разных профессий, набор чайной посуды, набор «Гладильная доска и утюг» , настольный
футбол или хоккей, машины- техника строительная, спецтехника, приборы домашнего обихода – комплект, перчаточные куклы – комплект, ширма
для кукольного театра, трансформируемая, элементы костюма для уголка ряженья, набор карточек с изображением знаков дорожного движения,
17

сказка на магнитах , кукольный театр, театр на столе "Кот в сапогах", "Репка", "Теремок", «Колобок" м др., пальчиковый театр , игрушки на
руку(профессии, сказочные герои, семья),
- Центр песка и воды перечень оборудования: мерные чашки, ложки, дуршлаги, противни, весы, венички, пробки, губки, ведра, воронки,
формочки для печения, палочки и бруски, стаканы, метелки, мыло, детская посуда, кораблики, одежда для кукол, совки, сито, плоские тарелки,
маленькие игрушки (машины, животные), пластмассовые банки, взбивалки, щетки, куклы, пипетки.
- Центр науки и естествознания: весы, магниты, микроскоп, мерные ложки, компас, увеличительные стекла, ручные лупы, линейки, шкалы,
мерные чашки, пластиковые чашки, песочные часы, часы, пинцеты, щипчики, воронки, большей детский атлас, коллекция бумаги, коллекция
минералов, коллекция растений (гербарий), коллекция семян н плодов, коллекция тканей, набор пробирок большого размера, набор для
экспериментирования с водой: стол-поддон емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки,
сачки, набор для экспериментирования с песком, набор из геометрических тел и карточек с изображениями их проекций в трех плоскостях, набор из
двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта, набор из рычажных весов с объемными чашами и комплектом
гирь и разновесов для измерения и сравнения масс и объемов, телескопический стаканчик с крышкой, увеличительная шкатулка, установка для
наблюдения за насекомыми, фигурки домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями, набор фигурок животных Африки с
реалистичными изображением и пропорциями, набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями, физическая карта
мира (полушарий), часы игровые, часы с круглым циферблатом, наборы детски «Научные опыты» - «Индикатор кислот» , «Карта созвездий»,
«Магическая колба» и др.
-Центр настольно- манипуляторных игр : головоломки-лабиринты, деревянная двухсторонняя игрушка с втулками и молоточком для
забивания, деревянная игрушка с желобами для прокатывания шарика, домино логическое с разной тематикой, доска-основа с вкладышами и с
изображением в виде пазла, игра для тренировки памяти, логики, игрушки-забавы, игры-головоломки, мозаика разных видов, лото, набор блоков с
прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением, набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам,
волчки, наборы для сотавления узоров, пазлы, парные картинки, наборы кубиков с цветными гранями, с спорами и числовыми фигурами, набор
материалов Монтессори, набор объемные вкладышей по принципу матрешки, настольно-печатные игры для детей разного возраста, планшет «Дни
недели», развивающее панно, разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками, разрезные картинки, разделенные на 2-16 частей, рамкивкладыши с различными формами, разными по величине, тематические, танграм, шахматы, шашки, шнуровка различного уровня сложности, наборы
для сериации по величине – бруски, цилиндры и т. п. (6–8 элементов каждого признака), бизиборды тематические, геоборды тематические, сортеры,
комодики тематические, наборы шестерёнок, счётные палочки по методике Кюизенера, Блоки Дьеныша.
Групповое пространство предполагает оформление «говорящих стен», выделенное место-подиум, с которого начинается день планированием
и выбором деятельности, а также проведения рефлексии в конце дня, работа с доской выбора, развивающие и игровые центры, и место для детских
достижений.

18

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
В МАДОУ созданы необходимые условия, для целенаправленной работы, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнитьзаданные
задачи.
Все помещения оснащены технологическим оборудованием, учебно- наглядными пособиями, мягким и твердым инвентарем, соответствуют
требованиям и нормам правил пожарной, санитарно-гигиенической безопасности и эпидемиологическому режиму.
В МАДОУ созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1)
возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Федеральной программы;
2)
выполнение МАДОУ требований
санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, содержащихся в СП
2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный N 60833), действующим до 1 января 2027 года (далее СанПиН 2.3/2.4.3590-20), СанПиН 1.2.3685-21:

к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

оборудованию и содержанию территории;

помещениям, их оборудованию и содержанию;

естественному и искусственному освещению помещений;

отоплению и вентиляции; водоснабжению и канализации;

организации питания;

медицинскому обеспечению;

приему детей в организации, осуществляющих образовательную деятельность; организации режима дня;

организации физического воспитания;

личной гигиене персонала;
–
выполнение ДОО требований пожарной безопасности и электробезопасности;
3)
выполнение ДОО требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников ДОО;
4) Возможность для
беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов к объектам
инфраструктуры.
При создании материально-технических условий для детей с ОВЗ ДОО учитывает особенности их физического и психического развития.
МАДОУ имеет необходимое оснащение и оборудование для всех видов воспитательной и образовательной деятельности обучающихся (в том
числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности:

помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно- исследовательскую
деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными
19

особенностями детей дошкольного возраста, содержания Федеральной программы;

мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного, театрального,
музыкальноготворчества, музыкальные инструменты;

административные помещения, методический кабинет;

помещения для занятий специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог);

помещения, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического здоровья, в том числе мед. кабинет;

оформленная территория и оборудованные участки для прогулки в ДОУ.
Программа оставляет за МАДОУ право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования,
материалов, исходя из особенностей реализации образовательной программы.

20

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе раннего возраста общеразвивающей направленности
Образовательная деятельность
Направления развития
детей (образовательная
область)

Речевое
развитие

Художественноэстетическое развитие

Вид детской
деятельности

Коммуникативная,
восприятие художественной
литературы

Музыкальная
деятельность
Изобразительная
деятельность

Длительность образовательной деятельности

Познавательное развитие
Экология
Сенсорное развитие
Формирование элементарных математических представлений.
Развитие речи
Восприятие художественной литературы и фольклора

Музыка
Рисование
Лепка
Конструирование

Двигательная
Социализация

5
20
5
20
10
40
10
40
10
40
Осуществляется в ходе
совместной
образовательной
деятельности в
режимных моментах и
самостоятельной деятельности
20
80
10
10

40
40

задачи реализуются в совместной и
самостоятельной деятельности в
центрах активности

Приобщение к искусству
Театрализованная деятельность
Двигательная деятельность
Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное

Количество времени
образовательной деятельности
(занятий)
10 мин.
нед
мес.

Физическая культура
Сфера социальных отношений, трудовое воспитание, формирование основ
гражданственности и патриотизма, основ безопасного поведения

Фактическая нагрузка
1. Обязательная часть программы, %
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
21

Осуществляется в ходе совместной
образовательной деятельности в
режимных моментах и
самостоятельной деятельности
20
80
Осуществляется в ходе
совместной образовательной
деятельности в режимных
моментах и самостоятельной
деятельности
1ч40м
6ч40
100%
-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».