Рабочая программа 2 младшей группы № 10 на 2023-2024

Содержание

I
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
II
2.1.

Пояснительная записка
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Цель и задачи программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Планируемые результаты освоения программы
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с
представленными в пяти образовательных областях

направлениями

развития

ребенка,

3
3
4
4
5
7
8
10
10

2.2.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными
в пятиобразовательных областях в части, формируемой участниками образовательных отношений

13

2.3.
2.4.

Региональный компонент
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

14
15

2.5.

Методы для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы

15

2.6.

Способы и направления поддержки детской инициативы

16

2.7.

Взаимодействие с семьями воспитанников

18

III
3.1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

20
20

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания

23

ПРИЛОЖЕНИЯ

25

2

I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2023–2024 учебный год
(далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ №223 (далее –
Программа), включая модуль «Рабочей программы воспитания», предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте
от 5 до 6 лет.
Срок реализации Программы 1 год.
С учетом жизненной ситуации ребенка сроки освоения образовательной Программы могут быть сокращены. Содержание образовательной
Программы адаптируется под особенности ребенка в индивидуальных формах работы, при активном участии родителей (лиц их заменяющих).
Режим пребывания детей в группе детского сада.
Группа общеразвивающей направленности, расположенная в здании по адресу: 620085 г. Екатеринбург, бульвар Самоцветный, 8, работает в
режиме 07.30-18.00 пятидневной учебной недели, суббота, воскресенье – выходные дни.
Группа функционирует в режиме 10,5 часового пребывания детей. Обучение и воспитание в группе ведется на русском языке.
1.1. Цель и задачи программы
Цель Программы. Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи реализации Программы обязательной части
 Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей
развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3

обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественнотворческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования.
Задачи реализации Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений
Развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры
родного края.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
В обязательной части Программа представлена Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028, и основной образовательной Программой МАДОУ от
30.08.2023 г.
Программа построена на следующих принципах МАДОУ, установленных ФГОС ДО:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение амплификация)
детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в
воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы и подходы к формированию Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений
 отражение в тематике образовательного процесса региональных особенностей;
 построение образовательного процесса с использованием социоигровых технологий, проектной деятельности;
 построение образовательной деятельности на здоровьесберегающих подходах, которые в свою очередь предполагают формирование у
дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности;
 достижение воспитанниками готовности к школе; существенным моментом в работе педагогического коллектива является переход ребёнка
из детского сада в начальную школу, а именно обеспечение необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им
4

образовательных программ начальной ступени общего образования, обеспечение преемственности на данных ступенях образования.
1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастная характеристика развития детей 3-4 лет
Физическое развитие
3х-летний Ребёнок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к
определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно
неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления.
К 4-годам Ребёнок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками
(3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку
(правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку
воспитателя.
3-4-х летний Ребёнок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания:
самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета;
аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива;
при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой;
умеет пользоваться носовым платком;
может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой.
Социально-коммуникативное развитие
К трем годам Ребёнок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает
доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребёнка возникают личные симпатии, которые
проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребёнок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте
со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими
людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения.
Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребёнка трех лет - самостоятельность
(«Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду,
стирать, делать покупки и т.п.)».
Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью,
кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер.
Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м
годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют
четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети
самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
5

Особенности социально-коммуникативного развития детей проявляются:
в различном уровне освоения речи и игровых умений;
в различной степени формирования навыков самообслуживания;
в характере конфликтов между детьми, которые нередко носят бурный и продолжительный характер;
в различиях эмоционального реагирования на замечания родителей и педагогов.
Познавательное развитие
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребёнка в окружающей
обстановке. Ребёнок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения
объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической
деятельности Ребёнок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов
разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) Ребёнок не ограничивается простым зрительным
ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти.
Память и внимание ребёнка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого Ребёнок может запомнить не менее 2-3 слов и
5-6 названий предметов.
По данным исследований, проведенных в рамках Проекта ЮНЕСКО «От младенчества до школы», для современных детей раннего возраста
характерна повышенная потребность в получении информации; больше объем долговременной памяти; с момента рождения начинает
функционировать смысловое восприятие мира и речи, основанное на образах.
К 4-м годам Ребёнок способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, Ребёнок выделяет
один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс
достижения еще не умеет прослеживать.
Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым
познавательную деятельность.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу.
Ребёнок может заниматься, не отрываясь, увлекательной для него деятельностью в течение 5 минут.
Речевое развитие
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период Ребёнок обладает повышенной чувствительностью к
языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной
(понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу,
времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
Художественно-эстетическое развитие
Ребёнок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется
интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных
произведений.
Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться.
Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более
6

детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом
возрасте имеет лепка. Ребёнок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких
мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребёнок способен выкладывать и наклеивать элементы
декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В музыкально-ритмической деятельности Ребёнок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под
звучащую музыку.
К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребёнок хорошо перевоплощается в
образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на
детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально -ритмических и
художественных способностей.
1.4
Планируемые результаты освоения программы
К четырем годам:

–

ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к
отдельным двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
–
ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к
выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под
музыку;
–
ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках,
способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;
–
ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет
первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;
–
ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице;
–
ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по показу и побуждению взрослых;
дружелюбно настроен в отношении других детей;
–
ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с определенными разрешениями и запретами («можно»,
–
«нельзя»), демонстрирует стремление к положительным поступкам;
–
ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности, владеет элементарными средствами
общения в процессе взаимодействия со сверстниками;
–
ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами
ближайшего окружения;
–
ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и
комментирует его действия в процессе совместной деятельности;
–
ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в
предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогическим работником (далее - педагог) рассказы из 3-4 предложений, пересказывает
7

знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения;
–
ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах,
запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
–
ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на
вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
–
ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи; ребёнок демонстрирует познавательную активность в
деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками
полученные представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;
–
ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми; демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению,
обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет элементарные
представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам; ребёнок проявляет интерес к
миру, к себе и окружающим людям; ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии,
достопримечательностях и традициях;
–
ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их
отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных
изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах
поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред;
–
ребёнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить простую композицию с использованием нескольких
цветов, создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные детали для создания
постройки с последующим её анализом;
–
ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость,
различает музыкальные ритмы, передает их в движении;
–
ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и действует от имени героя, строит ролевые
высказывания, использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов; ребёнок в дидактических играх
действует в рамках правил, в театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические
движения.
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов,
предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять
особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
Цель педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО.
8

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (п. 3.2.3 ФГОС ДО), которая осуществляется
педагогом в рамках педагогической диагностики.
Периодичность проведения педагогической диагностики:
на начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу
(стартовая диагностика);
на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная диагностика).
При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов
стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных
диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке,
аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций.
При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического развития.
Результаты наблюдения фиксируются в карте развития ребёнка, способ и форму их регистрации педагог выбирает
самостоятельно.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов освоения Программы в части, формируемой участниками
образовательных отношений, дополняется следующими компонентами.
Стартовая педагогическая диагностика подводятся в сентябре каждого года.
Заключительная педагогическая диагностика подводятся в мае каждого года.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка включает в себя: направления коррекционной работы, подобранные педагогом
индивидуально для каждого ребёнка, позволяющие повысить индивидуальный результат освоения программного содержания по образовательной
области, либо разделу Программы.
Критерии для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Сформировано – 3. Дети имеют предусмотренный программой запас умений, используют их для решения поставленных перед ними задач,
справляются с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Владеют необходимыми
навыками и применяют их. Ответы дают полные с объяснениями и рассуждениями, используют полные предложения. Речь спокойная, с
достаточным запасом слов, оперируют предметными терминами.
Частично сформировано – 2. Дети имеют предусмотренный программой запас умений, используют их для решения поставленных задач.
Однако им требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. При помощи взрослого, дети справляются с заданиями в полном
9

объёме. Дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их, но для этого им нужна помощь. Ответы дают с объяснениями и
рассуждениями, применяют сложные и простые предложения и словосочетания. Речь соответствует возрасту с достаточным запасом слов, дети
оперируют предметными терминами.
Не сформировано – 1. Дети имеют представления об умениях и навыках, предусмотренных программой для данного возраста, однако
испытывают затруднения при их использовании. Если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объёме. Помощь педагога и
вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием, часто отмалчиваются, отказываются
выполнять задания или делают их с ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания. Ответы даются без объяснений и
рассуждений. Дети применяют простые предложения и словосочетания. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют
предметные термины. При использовании знаний для выполнения задания результат получается недостаточно качественным.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях
От 3 лет до 4 лет
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
В сфере социальных отношений:

развивать эмоциональную отзывчивость, способность откликаться наярко выраженные эмоции сверстников и взрослых, различать и
понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть;

обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком
окружении;

поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с
игрушками,предметами и взаимной симпатии;

оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;

приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в ДОУ;
В области формирования основ гражданственности и патриотизма:

обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности;
В сфере трудового воспитания:

развивать интерес к труду взрослых в ДОУ и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового
труда,направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений группы и участка и прочее) и трудовые навыки;
10




воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;
приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность,
положительнуюсамооценку;
1)
В области формирования основ безопасного поведения:

развивать интерес к правилам безопасного поведения;

обогащать представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного использования бытовых предметов и гаджетов,
исключая практическое использование электронных средств обучения.
Содержание образовательной деятельности
В сфере социальных отношений
Педагог создает условия для формирования у детей образа Я: закрепляет умение называть свое имя и возраст, говорить о себе в первом лице;
проговаривает с детьми характеристики, отличающие их друг от друга (внешность, предпочтения в деятельности, личные достижения).
Педагоги способствуют различению детьми основных эмоций (радость, печаль, грусть, гнев, страх, удивление) и пониманию ярко
выраженных эмоциональных состояний. При общении с детьми педагог интересуется настроением детей, предоставляет возможность рассказать о
своих переживаниях, демонстрирует разнообразные способы эмпатийного поведения (поддержать, пожалеть, обнадежить, отвлечь и порадовать).
При чтении художественной литературы педагог обращает внимание на проявления, характеризующие настроения, эмоции и чувства героев,
комментирует их отношения и поведение, поощряет подражание детей позитивному опыту персонажей художественных произведений и
мультипликации. Педагог обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о
членах семьи, близком окружении, о животных, растениях; знакомит с произведениями, отражающимиотношения между членами семьи. Педагог
создает в группе положительный эмоциональный фон для объединения детей, проводит игры и упражнения в кругу, где дети видят и слышат друг
друга. Педагог поощряет позитивный опыт взаимодействия детей, создает условия для совместных игр, демонстрирует позитивный настрой и
удовольствие, которое можно испытывать от общения и совместной игры. Помогает детям обращаться друг к другу, распознавать проявление
основных эмоций и реагировать на них. Способствует освоению детьми простыхспособов общения и взаимодействия: обращаться к детям по
именам, договариваться о совместных действиях, вступать в парное общение (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в
парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать и прочее). В совместных игровых и бытовых действиях педагог демонстрирует готовность
действовать согласованно, создает условия для возникновения между детьми договоренности. Знакомит детей с элементарными правилами
культуры поведения, упражняет в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить), демонстрирует одобрение при самостоятельном
выполнении детьми правил поведения.
В области формирования основ гражданственности и патриотизма
Педагог обогащает представления детей о малой родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором они живут; знакомит
с близлежащим окружением ДОУ (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории. Обсуждает с детьми их
любимые места времяпрепровождения в населенном пункте. Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается
природными явлениями.
Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает
образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).
11

В сфере трудового воспитания.
Педагог формирует первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми, например, демонстрирует процессы изготовления
атрибутов для игр. В процессе взаимодействия с детьми выделяет особенности строения предметов и знакомит с назначением их частей (например:
ручка на входной двери нужна для того, чтобы удобнее было открыть дверь и прочее). Знакомит детей с основными свойствами и качествами
материалов, из которых изготовлены предметы, знакомые ребёнку (картон, бумага, дерево, ткань), создает игровые ситуации, вызывающие
необходимость в создании предметов из разных материалов, использует дидактические игры с предметами и картинками на группировку по схожим
признакам, моделирует ситуации для активизации желания детей включиться в выполнение простейших действий бытового труда.
Педагог формирует первоначальные представления о хозяйственно- бытовом труде взрослых дома и в группе ДОУ, поощряет желание детей
соблюдать порядок при раздевании на дневной сон (аккуратное складывание одежды), уборке рабочего места после продуктивных видов
деятельности (лепки, рисования, аппликации) и тому подобное. Использует приемы одобрения и поощрения ребёнка при правильном выполнении
элементарных трудовых действий (убирает за собой посуду на раздаточный стол, убирает рабочее место после занятий, собирает игрушки, помогает
раздать наглядный материал на занятие и тому подобное).
Педагог поддерживает стремления ребёнка самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания: одевание на прогулку,
умывание после сна или перед приемом пищи, элементарный уход за собой (расчесывание волос, поддержание опрятности одежды, пользование
носовым платком и тому подобное). Педагог создает условия для приучения детей к соблюдению порядка, используя приемы напоминания,
упражнения, личного примера, поощрения и одобрения при самостоятельном и правильном выполнении действий по самообслуживанию.
Педагог организует специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей с целью повышения качества выполнения
действий по самообслуживанию.
В области формирования основ безопасного поведения
Педагог поддерживает интерес детей к бытовым предметам, объясняет их назначение и правила использования, доброжелательно и
корректно обращает внимание, что несоблюдение правил использования бытовых предметов позволяет создать ситуации, небезопасные для
здоровья.
Педагог использует игровые ситуации, создавая условия для демонстрации и формирования умений ребёнка пользоваться простыми
бытовыми приборами, обсуждает с детьми какими предметами быта детям можно пользоваться только вместе со взрослыми: ножи, иголки,
ножницы, лекарства, спички и так далее.
Педагог обсуждает с детьми правила безопасного поведения в группе, рассказывает, почему игрушки нужно убирать на свои места,
демонстрирует детям, как безопасно вести себя за столом, во время одевания на прогулку, во время совместных игр.
Педагог рассказывает детям о том, как себя вести на площадке ДОУ, игровой площадке рядом с домом. Обращает внимание детей на
необходимость оповещать взрослых (педагога, родителей (законных представителей)), если ребёнок хочет покинуть игровую площадку, уйти с
участка ДОУ. Обсуждает вместе с детьми их действия, дает возможность ребёнку рассказать о своем опыте, как себя вести безопасно: рядом с
бездомными животными (не нужно подходить близко, пугать животных), рядом с незнакомыми растениями (без разрешения взрослых не пробовать
незнакомые ягоды, листья растений, если у ребёнка появляется желание их попробовать, обязательно сначала спросить у взрослого, можно ли их
есть).
Педагог поддерживает интерес детей к вопросам безопасного поведения, поощряет вопросы детей дошкольного возраста, с готовностью на
них отвечает, привлекая к обсуждению всех детей. Использует приемы упражнения, напоминания, личного примера для закрепления формируемых
представлений.
12

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях в части, формируемой участниками образовательных отношений
Социально-коммуникативное развитие
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– ритуал подъёма флага (ДОУ, РФ в связи с событием);
– хороводные игры в утренний отрезок времени;
– клубный час
– ежедневные «Разговорные минутки» общения перед завтраком, когда нужно настраиваться на тему дня, после дневной прогулки, перед
сном, когда детям необходимо успокоиться; вечером, после вечерней прогулки, в форме рефлексии - обсуждения с детьми наиболее важных
моментов прошедшего дня;
– ознакомление с культурными растениями, посадка, выращивание и уход за ними на групповой грядке.
Познавательное развитие
– детский совет, круг рефлексии.
– организация детской исследовательской деятельности в групповых лабораториях.
Речевое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– технология «Синквейн»;
– составление рассказа и заучивание стихов при помощи мнемосхем.
Художественно-эстетическое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– исполнительское искусство в певческих детских ансамблях, в том числе народное;
– ознакомление с проектированием и строительством разнообразных зданий и сооружений, знакомство с архитектурными стилями;
– легоконструирование.
Физическое развитие.
В компонент МАДОУ включено использование в работе педагогов с детьми:
– фитбол;
– элементы йоги для детей.

13

2.3. Региональный компонент
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций
средствамитрадиционной народной культуры родного края.
№
п/п
1

2
3
4

Образовательная
Область
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие

•
•
•
•
5

Физическое
развитие

Основные задачи
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому,
проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений
к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и
уважительное отношение к культуре и традициям Урала, стремление сохранять национальные ценности.
Приобщать детей к истории Урала. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с
предметным окружением, социальным миром, миром природы.
Развивать
все компоненты речи через знакомство с культурой Урала.
Приобщать детей к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки,
разучивание песен, хороводов, традиций Урала. Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного
возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Региональный компонент по программе: Толстикова О.В., Савельева О.В. «Мы живем на Урале»: образовательная
программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Живописная природа полная контрастов является важнейшим средством развития ребенка – дошкольника. Дети постигают
поэтизированный мир природы через знакомство с красочной палитрой календарно - обрядовых праздников, народным
календарем, его земледельческими традициями, наставлениями многих поколений о ценностях природы родной земли.
Сущность педагогических задач для детей 5 – 7 лет, решаемых в образовательной деятельности по ознакомлению с народным
декоративно – прикладным искусством на местном краеведческом и современном материале:
развитие интереса к познанию жизни малой родины;
обогащение детского опыта через наблюдения, рассматривание результатов человеческого труда, просмотр фильмов, фотографий,
альбомов; чтение литературы о родном крае, экскурсии по уголкам родного города, посещение выставок;
воспитание умения видеть и ценить прекрасное в результатах труда человека, в природе и принимать посильное участие в охране
окружающей среды;
выработка практических изобразительных и трудовых навыков, необходимых для приумножения народной материальной
культуры;
развитие познавательных и творческих способностей в изодеятельности и конструктивно–модельной деятельности.
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку,ловкость
через традиционные игры и забавы Урала.

14

2.4. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы работы c детьми
 игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и
другие);
 общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое);
 речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
 познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и
конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
 двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных
игр и другие);
 элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная
деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах).
2.5.Методы для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы
Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагоги МАДОУ учитывают возрастные и личностные особенности детей,
педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для решения
задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
метод
Организации опыта
поведения и деятельности
Осознания детьми
опыта поведения и
деятельности
Мотивации опыта
поведения
и деятельности
Информационно
- рецептивнцый
метод

Методы работы
содержание
Приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации,
игровые методы
Рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы,
этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример
Поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы
Методы, в основу которых положен характер познавательной деятельности
детей:
Предъявляется информация, организуются действия ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение,
рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы
педагога или детей, чтение
15

Репродуктивный метод

Предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их
выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на
предметную или предметно-схематическую модель);

Метод проблемного
изложения
Эвристический метод
(Частично-поисковый)
Исследовательский метод

Представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов,
наблюдений
Проблемная задача делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение
представлений в новых условиях);
Включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов
(творческие задания, опыты, экспериментирование). Для решения задач воспитания и обучения широко
применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности,
познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое.
Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях
2.6.Способы и направления поддержки детской инициативы

Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских
интересах и предпочтениях. Появление возможности у ребёнка исследовать, играть, лепить,рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать,
ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка ДОУ как
уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной самостоятельной деятельности детей является утро, когда
ребёнок приходит в МАДОУ и вторая половина дня.
Любая деятельность ребёнка в ДОУ может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, в т.ч.:
- Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
- свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;
- игры - импровизации и музыкальные игры;
- речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками;
- логические игры, развивающие игры математического содержания;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
- самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:
1) уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения,
осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
16

2) организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей к применению
знаний, умений при выборе способов деятельности;
3) расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребёнок способен и
желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества, сообразительности,
поиска новых подходов;
4) поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в ДОУ, используя приемы поддержки, одобрения,
похвалы;
5) создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых
усилий, поддержку готовности и желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
6) поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному
результату, подсказывать ребёнку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно
использовать, чтобы проверить качество своего результата;
7) внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но
стремиться к её дозированию. Если ребёнок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные
условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и
смекалку ребёнка.
Для поддержки детской инициативы педагоги используют ряд способов, приемов, правил, а именно:
1) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному
решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку, педагог сначала стремится к её
минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.
2) У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать
разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением
задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях,
одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребёнка изменения в
поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребёнком. Важно уделять внимание ребёнку, уважать его интересы,
стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к
мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании
у него основ целеполагания: поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел, оценить
полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует
средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
5) Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также
способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и
проблемы привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
17

6) Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. В пространстве группы
появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали
незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки, письма-схемы, новые таинственные книги
и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить
предположения, испытывают радость открытия и познания.
* Условия, способы, приёмы, направления поддержки детской инициативы в ООП ДО соответствуют Федеральной образовательной
программе дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
(п.25.4. – 25.8 раздел III ФОП ДО).
2.7.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы сотрудничества с семьей
–
Консультирование родителей, индивидуальные беседы.
–
Общие и групповые родительские собрания.
–
Приобщение родителей к реализации тематического периода.
–
Привлечение родителей к подготовке презентаций проектов тематического периода.
–
Дни открытых дверей.
–
Проведение открытых просмотров образовательной деятельности для родителей.
–
Анкетирование.
–
Проведение круглых столов, мастер – классов, тренингов.
–
Оформление выставок детского художественного творчества, галерей; работа семейных художественных студий.
–
Издательская деятельность для родителей: выпуск тематической раздаточной информации педагогического просвещения в форме
брошюр.
–
Стендовая информация.
–
Новости на сайте детского сада, в социальной сети «Вконтакте».
–
Размещение задач тематических периодов и ежедневной информации об образовательной деятельности с детьми «Образовательная
афиша».
–
Совместная деятельность: проекты, опросы по темам.

18

19

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

–

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей.
РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
–
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) представляет собой единство специально организованного
пространства как внешнего (территория), таки внутреннего (групповые, специализированные, технологические, административные и иные
пространства), материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста,
охраны и укрепления их здоровья, материалов для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
–
РППС создает возможности для учета особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития. РППС
организована как единое пространство, все компоненты которого, согласованы между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
При проектировании РППС учтены:
–
этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия;
–
возраст, опыт, уровень развития детей и особенностей их деятельности - содержание воспитания и образования;
–
задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
–
возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников, участников
сетевого взаимодействия и пр.).
РППС соответствует:
–
требованиям ФГОС ДО;
–
федеральной образовательной программе ДОО;
–
материально-техническим и медикосоциальным условиям пребывания детей в ДОО; возрастным особенностям детей;
–
воспитывающему характеру образования детей; требованиям безопасности и надежности.
–
РППС обеспечивает:
–
целостность образовательного процесса и включает всё необходимое для реализации содержания каждого из направлений развития и
образования детей (согласно ФГОС ДО.)
–
возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно исследовательской, двигательной, продуктивной и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их
здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО, РППС: содержательно-насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная;
безопасная.
Развивающая предметно-пространственная среда организована в виде мобильных центров детской активности:
предусматривается следующий комплекс центров детской активности:
- центр искусства для развития творчества детей: цветные мелки, смываемые маркеры, цветные карандаши, краски (акварельные, гуашь,
пальчиковые), шаблоны, трафареты, печатки, бумага для рисования, цветная бумага, кисти, пластилин, доски для работы с пластилином, салфетки,
20

клеенки для работы с клеем, ножницы для правой и левой рук, материалы для коллажей, клей, ватман, картон, газеты, использованная бумага из
журналов, обои. Ежедневно в распоряжении детей бросовые материалы, например, проволока, тесьма и другое.
Яркие картинки на основные цвета и их оттенки, иллюстрации с различными видами изобразительного искусства, место для хранения и
выставки детских рисунков, «полочки красоты» с произведениями декоративно-прикладного искусства.
- центр конструирования для развития конструктивных умений, организации строительных игр: большой настольный конструктор
деревянный с неокрашенными и цветными элементами, комплект конструкторов с соединением в различных плоскостях (металлический, шиповый,
магнитный, шарнирный), комплекты строительных деталей напольные с плоскостными элементами, комплект транспортных средств к напольному
коврику «Дорожное движение», мягкий напольный конструктор, конструкторы разных форм и величины, цельные и полые блоки, цилиндры,
длинные доски, половинки кругов, треугольники, скаты; картонные ящики, коробки; ящики с аксессуарами строительства (фигурками людей и
животных, машинки, лодки, самолетики, каски для строителей, веревки, ж/д билеты и т.д.); большие машины и грузовики, самолеты и
корабли.Техника: машины легковые и грузовые, трактор. Светофор. Инструменты: топор, молоток, плоскогубцы, ножовка. Плакаты по правилам
дорожного движения.
- центр познания и речи содержит серии из 2-3 и 4-6 картинок для установления последовательности действий и событий, комплекты серии из
4-6 картинок части суток (деятельность людей ближайшего окружения), серии картинок Времена года» (сезонные явления и деятельность людей) ,
комплект серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации,
серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий, серии картинок времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды
работ и отдыха людей), сюжетные картинки (с различной тематикой крупного и мелкого формата) – комплект по теме согласно тематическому
планированию, тематические папки по темам тематического планирования
- литературный центр (центр грамотности и письма) может включать модули Библиотека, содержит разные книги, размещенные на
открытой витрине портреты писателей иллюстрации, картины, открытки фотографии, отражающие жизнь детей в семьях детские книги,
изготовленные при занятиях книгоиздательством, Грамотность и письмо включает алфавит (буквы), азбуки, раскраски с буквами, ручки, карандаши,
фломастеры, компьютер, столы, стулья, магнитная доска пишущая машинка трафареты букв и слов, доски, мелки, магниты бумага в клетку, в
линейку, карточки.
- центр игры и драматизации включает пособия и игрушки для всех видов сюжетно-ролевых игр и предметы-заместители: весы детские,
автомобиля (крупного, среднего и мелкого размера), коляски прогулочная, коляска-люлька для кукол, куклы (грудного и среднего размера, куклымладенцы разных рас и с гендерными признаками, кукольная мебель (кровать, шкафы, столы), кукольный дом с мебель» (дерево) – комплект,
кукольный стол со стульями (кратного размера) – комплект, кухонная плита (соразмерная росту ребенка), Кухонная плита шкафчик (кранная),
кухонный шкафчик (соразмерный роста- ребенка), ландшафтный макет (коврик), Модуль-основа для игр «Кухня», Магазин,
«Мастерская», «Парикмахерская», «Поликлиника», Парковка, набор кукольной одежды, набор кукольных постельные принадлежностей,
набор кухонной посуды для игры с куклой, набор мебели для кукол, набор медицинских принадлежностей, набор муляжей овощей и фруктов, набор
парикмахера, набор пальчиковых кукол по сказках, набор фигурок Семья, набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и
пропорциями, набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями, фигурки домашних животных с реалистичными
изображением и пропорциями, набор фигурок людей разных профессий, набор чайной посуды, набор «Гладильная доска и утюг» , настольный
футбол или хоккей, машины- техника строительная, спецтехника, приборы домашнего обихода – комплект, перчаточные куклы – комплект, ширма
для кукольного театра, трансформируемая, элементы костюма для уголка ряженья, набор карточек с изображением знаков дорожного движения,
21

сказка на магнитах , кукольный театр, театр на столе "Кот в сапогах", "Репка", "Теремок", «Колобок" м др., пальчиковый театр , игрушки на
руку(профессии, сказочные герои, семья),
- Центр песка и воды перечень оборудования: мерные чашки, ложки, дуршлаги, противни, весы, венички, пробки, губки, ведра, воронки,
формочки для печения, палочки и бруски, стаканы, метелки, мыло, детская посуда, кораблики, одежда для кукол, совки, сито, плоские тарелки,
маленькие игрушки (машины, животные), пластмассовые банки, взбивалки, щетки, куклы, пипетки.
- Центр науки и естествознания: весы, магниты, микроскоп, мерные ложки, компас, увеличительные стекла, ручные лупы, линейки, шкалы,
мерные чашки, пластиковые чашки, песочные часы, часы, пинцеты, щипчики, воронки, большей детский атлас, коллекция бумаги, коллекция
минералов, коллекция растений (гербарий), коллекция семян н плодов, коллекция тканей, набор пробирок большого размера, набор для
экспериментирования с водой: стол-поддон емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки,
сачки, набор для экспериментирования с песком, набор из геометрических тел и карточек с изображениями их проекций в трех плоскостях, набор из
двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта, набор из рычажных весов с объемными чашами и комплектом
гирь и разновесов для измерения и сравнения масс и объемов, телескопический стаканчик с крышкой, увеличительная шкатулка, установка для
наблюдения за насекомыми, фигурки домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями, набор фигурок животных Африки с
реалистичными изображением и пропорциями, набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями, физическая карта
мира (полушарий), часы игровые, часы с круглым циферблатом, наборы детски «Научные опыты» - «Индикатор кислот» , «Карта созвездий»,
«Магическая колба» и др.
-Центр настольно- манипуляторных игр : головоломки-лабиринты, деревянная двухсторонняя игрушка с втулками и молоточком для
забивания, деревянная игрушка с желобами для прокатывания шарика, домино логическое с разной тематикой, доска-основа с вкладышами и с
изображением в виде пазла, игра для тренировки памяти, логики, игрушки-забавы, игры-головоломки, мозаика разных видов, лото, набор блоков с
прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением, набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам,
волчки, наборы для сотавления узоров, пазлы, парные картинки, наборы кубиков с цветными гранями, с спорами и числовыми фигурами, набор
материалов Монтессори, набор объемные вкладышей по принципу матрешки, настольно-печатные игры для детей разного возраста, планшет «Дни
недели», развивающее панно, разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками, разрезные картинки, разделенные на 2-16 частей, рамкивкладыши с различными формами, разными по величине, тематические, танграм, шахматы, шашки, шнуровка различного уровня сложности, наборы
для сериации по величине – бруски, цилиндры и т. п. (6–8 элементов каждого признака), бизиборды тематические, геоборды тематические, сортеры,
комодики тематические, наборы шестерёнок, счётные палочки по методике Кюизенера, Блоки Дьеныша.
Групповое пространство предполагает оформление «говорящих стен», выделенное место-подиум, с которого начинается день планированием
и выбором деятельности, а также проведения рефлексии в конце дня, работа с доской выбора, развивающие и игровые центры, и место для детских
достижений.
Полноценное освоение детьми образовательного пространства группы, «обживание» ими предметной среды предполагает: маркировку
центров активности, оформление навигации пространства и оборудования детьми.
В группах «говорящая» среда имеет:

среду-приглашения «Здравствуй, я пришел», «Экраны настроения», «Правила группы»,

среду выбора и планирования «Доска выбора», «Модели 3-5 вопросов», «Азбука события», паутинка

среду фиксации детских достижений «Звезда недели», «Книги открытий», «Наши достижения», персональные выставки
22

воспитанников, «Герой дня» направлена на оценку детьми собственного результата и самих себя.
Говорящая среда меняется, наращивается в проекте, изменения ежедневны. Трансформируемая и мобильная мебель и оборудование
позволяет менять пространство под запросы детей.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
В МАДОУ созданы необходимые условия, для целенаправленной работы, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнитьзаданные
задачи.
Все помещения оснащены технологическим оборудованием, учебно- наглядными пособиями, мягким и твердым инвентарем, соответствуют
требованиям и нормам правил пожарной, санитарно-гигиенической безопасности и эпидемиологическому режиму.
В МАДОУ созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1)
возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Федеральной программы;
2)
выполнение МАДОУ требований
санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, содержащихся в СП
2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный N 60833), действующим до 1 января 2027 года (далее СанПиН 2.3/2.4.3590-20), СанПиН 1.2.3685-21:

к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

оборудованию и содержанию территории;

помещениям, их оборудованию и содержанию;

естественному и искусственному освещению помещений;

отоплению и вентиляции; водоснабжению и канализации;

организации питания;

медицинскому обеспечению;

приему детей в организации, осуществляющих образовательную деятельность; организации режима дня;

организации физического воспитания;

личной гигиене персонала;
–
выполнение ДОО требований пожарной безопасности и электробезопасности;
3)
выполнение ДОО требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников ДОО;
4) Возможность для
беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов к объектам
инфраструктуры.
При создании материально-технических условий для детей с ОВЗ ДОО учитывает особенности их физического и психического развития.
23

МАДОУ имеет необходимое оснащение и оборудование для всех видов воспитательной и образовательной деятельности обучающихся (в том
числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности:

помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно- исследовательскую
деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей дошкольного возраста, содержания Федеральной программы;

мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного, театрального,
музыкальноготворчества, музыкальные инструменты;

административные помещения, методический кабинет;

помещения для занятий специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог);

помещения, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического здоровья, в том числе мед. кабинет;

оформленная территория и оборудованные участки для прогулки в ДОУ.
Программа оставляет за МАДОУ право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования,
материалов, исходя из особенностей реализации образовательной программы.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

План проектно-тематического планирования на 2023-2024 уч.г.
ПЕРИОД
1.09-2 .09 2023
4.09-08.09.2023
11.09-15.09.2023
18.09-29.09.2023

ТЕМА
Здравствуй, детский сад
Осень разноцветная

СОБЫТИЯ (согласно программе воспитания)

Урожай (овощи)
Урожай (фрукты)

«Осенний семейный кросс» - приуроченный к Дню
дошкольного работника

13.11-17.11.2023

Ягоды, грибы
Хлеб
Деревья
Птицы
Юный гражданин. Моя страна.
Юный гражданин. Мой край, мой город.
Человек

20.11-24.11.2023

Животные готовятся к зиме

27.11-01.12.2023

11.12-22.12.2023
25.12.-29.12.2023
09.01-12.01.2024
15.01-26.01.2024
29.01.-02.02.2024
05.02.-09.02.2024
12.02-16.02.2024
19.02-23.02.2024

Домашние животные и птицы
Зимующие птицы
Зима
Новый год у ворот
Зимние забавы/зимние виды спорта
Путешествие вокруг света
Одежда
Транспорт
Стихии мира: огонь, вода, земля, воздух
День защитника отечества

26.02-02.03.2024

Масленица

03.10-08.10.2023
09.10-13.10.2023
16.10-20.10.2023
23.10-27.10.2023
30.10-03.11.2023
06.11-10.11.2023

03.12-08.12.2023

25

«Миска добра» - День защиты животных

Досуг, посвященный Дню народного единства

Галерея детского творчества, приуроченная к Дню
художника
«Зимняя сказка»
Зимняя Олимпиада

Тематический досуг, приуроченный к Дню
защитника Отечества «Мама, папа, я- спортивная
семья!»

05.03-09.03.2024
12.03-23.03.2024
26.03-30.03.2024
01.04-05.04.2024
09.04-13.04.2024
16.04-20.04.2024
23.04-26.04.2024
29.04.-10.05.2024
13.05-17.05.2024
20.05-24.05.2023
27.05-31.05.2023

Мамочка любимая, мамочка моя
Весна (Встречаем пернатых друзей)
Страна мастеров (народные промыслы)
Помощники человека (бытовая техника, мебель,
посуда)
Космос
Водный мир
Рукотворный мир (в мире профессий)
День Победы
Цветы
Насекомые
Здравствуй, лето

26

Выставка детских работ, приуроченная к
Международному женскому дню
«Букеты для наших дам»
Досуг, посвященный 1 апреля
«Подари улыбку миру»

Беседа в честь праздника Весны и Труда.
«День Победы»
Праздник, посвященный Дню защиты детей

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей
Направления
развития детей
(образовательн
аяобласть)

Возрастная группа

Вид
детской
деятельност
и

Количество времени образовательной деятельности (занятий)
Группа
Младшая
Средняя
раннео
группа
группаС 4 до 5
возраста
С 3 до 4 лет
лет
с 2 до 3 лет

Старшая
группа
С 5 до 6
лет

10 мин.
15 мин.
20 мин.
25 мин.
нед
мес.
нед
мес.
нед
мес.
нед
мес.
1. Обязательная часть
Познавательное развитие
5
20
7,5
30
10
40
25
100
30
Экология
5
20
7,5
30
10
40
25
100
30
Сенсорное развитие
10
40
Формирование элементарных математических
10
40
15
60
20
80
25
100
30
представлений.
Развитие речи
10
40
15
60
20
80
25
100
30
Восприятие художественной литературы и фольклора
Осуществляется в ходе совместной образовательной деятельности в
режимных моментах и самостоятельной деятельности
Подготовка к обучению грамоте
25
100
30
Длительность образовательной деятельности

Познавательное
развитие

Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие

Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное

Познавательное

Познавательноисследовательска
ядеятельность
Коммуникативна
я,восприятие
художественной
литературы
Музыкальная
деятельность
Изобразительна
я
деятельность

Подготовите
льная к
школе
группа
с 6 до 7 лет
30 мин.
нед
мес.
120
120
120
120

120

Музыка

20

80

30

120

40

160

50

200

60

240

Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование

10
10

40
40
-

15
7,5
7,5

60
30
30

20
10
10

80
40
40

25
25
25
25

100
100
100
100

30
30
30
30

120
120
120
120

-

задачи реализуются в совместной и
самостоятельной
деятельности в центрах активности

Приобщение к искусству
Театрализованная деятельность
Двигательная деятельность
Физическая культура
Сфера социальных отношений, трудовое воспитание,
формирование основ гражданственности и
патриотизма, основ безопасного поведения

Осуществляется в ходе совместной образовательной
деятельности врежимных моментах и самостоятельной
деятельности
Двигательная
20
80
30
120
40
160
75
300
90
360
Осуществляется в ходе совместной образовательной
Социализация
деятельности врежимных моментах и самостоятельной
деятельности
1ч40м 6ч40 2ч15 9ч45 3ч00м 13ч00 5ч50 23ч20 7ч00 24ч0
Фактическая нагрузка
100%
90%
90%
93%
80%
обязательная часть программы, %
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Познавательно15
60
20
80
25
100
30
120
Краеведение

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».