01.06.2020
Клятва «Эколят – молодых защитников природы»
Гимн «Эколят – молодых защитников природы»
Логотип «Эколят – молодых защитников природы»
Учебное пособие «Азбука Природолюбия»
Образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы
Актуальность Проекта
Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о
реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной
страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой
идеи.
Одним из направлений развития государства и
объединения многонационального общества является патриотическое воспитание
подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе
образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения
патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к
природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и
растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего
экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого
образования является формирование у человека нового экологического мышления,
способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей
среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной
педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому
в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к
каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению
природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического
воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка
семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре
страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология,
позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе
родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её животному и
растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование
отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на
характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом
надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и
авторитарный пример.
Исследования в области дошкольной педагогики и
психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте
закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования
социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь
начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное
представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине,
своему Отечеству.
Формирование у детей экологической культуры и
культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в
дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом
этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные
инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения,
технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического
воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического
воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный
проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и
культуры природолюбия.
Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом
общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.Природоохранный
социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем – Проект)
является новым инновационным инструментарием развития дополнительного
образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных
организациях российских регионов.
Цель Проекта
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и
системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру,
развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного
отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи Проекта
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе,
познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины,
показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и
природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы
для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих
способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и
окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных
образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов,
подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное,
бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в
природоохранной и экологической деятельности.
В рамках реализации Проекта предусматривается
разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с
использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической
культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и
воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и
других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и
общей культуры.
Воспитанника дошкольной образовательной организации
принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается
текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколёнка дошкольной
образовательной организации» и специальный Знак (значок).
Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что
он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым
свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по
формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной
организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое
воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с
использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной
культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и
обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы,
накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Проект представляет собой комплекс занятий, заданий
и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг,
игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей
любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
В последнее время для детей разработано много книг,
учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам
воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной
среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию
духовной культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила
поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из
учебника.
С детьми проводятся тематические занятия, которые
всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия,
осознания того, что он может стать настоящим другом природы.
Особое внимание в Проекте уделяется формированию у
воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на
окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть
природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности
зависит состояние окружающей природной среды.
Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок
является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.
Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности
окружающей природной среды.
Использование теории сложных систем и системного
подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение
различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как
наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение
заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе,
работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций,
рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и
различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно
происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный
анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей
дальнейшей деятельности.
Проект ориентирует деятельность воспитателя и
педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом
в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития.
Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая
рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.
Интегрирующий подход в обучении и воспитании
позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия
в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников,
конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений
и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.
Для каждой возрастной группы воспитанников
составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить
учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.
Проводимые в рамках Проекта занятия могут
использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по
экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.
Проект является составной частью системы
дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных
образовательных организаций.
Прогнозируемые результаты:
• формирование у детей основ экологической культуры
и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребёнка;
• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных
отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в
природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Задачи Проекта решаются путём:
• создания и внедрения с использованием образов
сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм,
методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия,
бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру,
ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу,
развитие навыков экологически грамотного поведения;
• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех
мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и
направленных на сохранение природы;
• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и
духовного воспитания и образования ребёнка;
• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по
охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира,
решению экологических проблем;
• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других
дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям
данного Проекта.
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках
Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории
дошкольной образовательной организации любого региона Российской Федерации.
Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта
продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами
одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют
и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности
позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у воспитанников
дошкольных образовательных организаций.
Исполнительными структурами по развитию Проекта
«Эколята – Дошколята» являются Межрегиональная общественная организация
содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический
центр».
В рамках Проекта создаются программный и
организационный комитеты, тематические секции и рабочие группы.
Проект «Эколята – Дошколята» базируется на:
• применении в процессе воспитания у детей культуры
природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного,
нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования
ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и
классификации знаний;
• рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и
воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, направленного
на развитие у детей культуры природолюбия, решение проблем экологического,
природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания ребёнка,
как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;
• использовании в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных
организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках
изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
• организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с
использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио,
видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» –
друзей и защитников Природы;
• введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и
комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как
«Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и
растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;
• присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых
элементов и программ;
• включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных
заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;
• предоставлении ребёнку возможности дальнейшего изучения того или иного
материала с воспитателем, родителями и своими сверстниками за пределами
дошкольной образовательной организации.