группа №1 Теремок- 1 младшая группа ( 2-3 лет)
Воспитатель Семина Елена Сергеевна
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей
раннего возраста от 2 до 3 лет.
Физическое развитие. Дети владеют основными жизненно важными движениями
(ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с
нижней ступеньки. Социально-коммуникативное
развитие у 2-х летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние.
Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными
желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный
механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени,
употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку - «я хороший», «я
сам». Для детей 3-х летнего возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этом возрасте
начинает складываться и произвольность поведения. У детей к 3 годам появляются
чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с
идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство,
негативизм, нарушение общения со взрослыми и др. Игра носит
процессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно играют
рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Они совершаются с
игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с
предметами - заместителями. Для детей З-х летнего возраста игра рядом. В игре
дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль
осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х
действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. Познавательно-речевое
развитие. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает
самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно
развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные
грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со
взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает
1000-1500 слов. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения
ребенка со сверстниками, дети воспринимают все звуки родного языка, но
произносят их с большими искажениями. В сфере познавательного развития
восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение.
Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а
не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных
органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии
формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы
начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно
учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов.
Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что значит заставить
себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание
на каком-либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к
объекту. Направить на что-либо внимание ребенка путем словесного указания -
очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка
очень невелик - один предмет. Память проявляется главным образом в узнавании
воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при
этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем
наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой
мышления становится наглядно действенная.
Художественно-эстетическое
развитие. В этом возрасте наиболее
доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка.
Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается.
Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является
изображение человека в виде «головонога» - и отходящих от нее линий. В
музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку,
выполнять простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения. Ребенок
вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.